Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Через Героя Мы Хотим Ощутить Дыхание Истории

Художественное время в целом ряде фильмов рубежа 70-х и 80-х годов можно обозначить триадой: вчера, сегодня и всегда. Причем такое ощущение времени, близкое мифологическому, сосуществует в полном согласии с документальной стилистикой изображения, с глубоким знанием конкретного исторического времени, обозначаемого со скрупулезностью очевидца -только он и может запомнить такие подробности, как, скажем, вышитая швом «ришелье» дорожка на спинке дивана в «Пяти вечерах» или звучащий на граммофонной пластинке голос знаменитого литовского тенора 40-х годов Кираса Пятраускаса в «Факте». Вот почему обобщенное ощущение времени не входит в конфликт с актуальностью, современностью художественного замысла, не лишает его исторической и социальной конкретности, документальная, подчеркнуто жизнеподобная стилистика изображения становится тем равновесом, который центрует произведение, удерживает его на твердой почве реального события. Одним словом, индивидуальное, единичное не приносится в жертву всеобщему, универсальному. Ведь новая эпичность отличается прежде всего социальной активностью Повествователя. Не будучи персонажем фильма, тем не менее он становится главным лицом повествования. Фильмы о войне, где нет ощущения единого временного пространства, воспринимаются сегодня как архаика.

Такое, на мой взгляд, произошло с картиной «Сашка», в целом неплохой картиной с обаятельным молодым актером в главной роли А. Сташковым. Но отсутствие концепции времени умалило материал фильма, превратив его повествовательное пространство в пятачок. В ней нет интонации самого рассказчика, нет индивидуальности Повествователя. Оттого сама история похожа на десятки других, аналогичных. В ней не чувствуется эпического дыхания, нет слоя отношений Рассказчика-повествователя и героя. А сегодняшний уровень мышления и восприятия настроен именно на эту волну: «Вы в книгах прочитаете, как миф...»

Через героя мы хотим ощутить дыхание Истории. И не перемахнуть через историческую дистанцию длиной в четыре десятка лет нам надобно, а прочувствовать ее, пережить за полтора часа экранного времени. И тут не обойтись без образа Повествователя, без посредника, который станет замыкающим звеном в цепи времени и соединит Прошлое с Настоящим, их и нас, мертвых и живых.

Сценарист «Факта» Витаутас Жалакявичюс утверждает: «Для меня существует лишь одно действующее лицо -это автор».


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.