Да, Да, Речь Идет О Марлине Хуциеве
Отец приехал в гости к дочери, а дочь умчалась в далекую командировку. Старик коротает время с ее мужем. Тесть, зять, домашние посиделки у телевизора, сентиментальные воспоминания, стариковская восторженность гостя, легкое раздражение хозяина...
Такое может показаться едва ли не архаикой -понятие сюжетного фильма связано у нас главным образом с детективом или -по крайности -с мелодрамой. Уж давно все привыкли к тому, что чем непонятней кино, тем ближе оно к настоящему искусству. А тут незатейливая драматургия «фильма для двоих», да еще с оттенком нравоучения. К тому же режиссер не поддался искусам модной кино стилистики с ее оглушительной и многословной изобразительностью. Историю про тестя и зятя он рассказал в той забытой, сокровенно-исповедальной манере, которая в свое время сделала знаменитыми его фильмы -«Весна на Заречной улице», «Мне двадцать лет», «Июльский дождь», «Был месяц май».
Да, да, речь идет о Марлине Хуциеве, художнике, создавшем не только замечательные фильмы, но направление в киноискусстве, приблизившее кинематограф к жизни -настолько, что, казалось, границы между жизнью и искусством больше не существует, одно прорастало в другое буквально на наших глазах. Это Хуциев впервые в нашем кино вышел из павильона на московские улицы, смешал актеров с уличной толпой, и даже такая обыденная штука, как светофор, превратилась в его фильме в поэтический образ. Да что говорить, не многим дано так чувствовать поэзию большого города!
В «Послесловии»,-так называется новый фильм М. Хуциева по мотивам рассказа Ю. Пахомова, Москва, заметно изменившаяся с тех пор, как М. Палихина снимала ее для фильма «Мне двадцать лет», увидена оператором Л. Калашниковым иным взглядом. Иным по настроению. Пожалуй, так видит человек, истосковавшийся по любимым местам. Когда в набегающих сумерках ранней весны вспыхнут ясным зеленым светофоры обочь шоссе, прозрачность московского воздуха, подкрашенного светом фар, покажется упоительной. И словно струна заветная дрогнула -дыхание перехватит оттого, что узналась забытая и такая любимая мелодия.
Конечно, Хуциев приведет своего героя на Чистые пруды, на бульвары, воспетые им в те времена, когда театр «Современник» жил еще на площади Маяковского.
13.06.2018