Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Даже В Простом Пересказе Фабулы

Мы знаем другую, обратную динамику: когда в устах рассказчика легенда поворачивается своей исторической праосновой. Толомуш Жокеев в кино эпосе «Потомок Белого Барса» (по одной из легенд малого киргизского эпоса «Кожожаш») сумел столько рассказать о своих древних предках (во времена язычества), об их обычаях, нравах, моральных законах, что мифологические опоры древнего сюжета перестают ощущаться. Сюжет кренится в сторону истории.

Жанровый канон режиссер выдерживает строго: «Потомок Белого Барса» -истинный эпос, если вкладывать в это понятие в качестве доминанты не набор хрестоматийных признаков эпического, а, прежде всего, эпическое сознание автора-рассказчика, иными словами, бытийное состояние художника. Свойство чувствовать давно прошедшее как некий микрокосм, довлеющий самому себе, и одновременно ощущать связующую нить между тем, ушедшим, миром и современностью, вот что дает эпосу историческое наполнение.

О чем же картина? Об одном из малозаметных, в сущности, эпизодов в истории киргизского рода «Белых Барсов»: когда жители гор впервые получили в обмен на пушнину ружья, стреляющие не дробью, а пулями. Новшество, приведшее в неистовый азарт мужчин-охотников, скоро обернулось для племени угрозой голода. Традиционная охота, где веками охотник и добыча были практически на равных, превратилась в истребление. Стада схоронились далеко за перевалом. Чтобы заготовить мясо на зиму, охотникам пришлось спуститься в долину и охотиться на сайгаков в степи. Здесь и был убит сын главы рода -отрок, которому настало время добывать пищу для всех наравне со взрослыми мужчинами. Чья-то шальная пуля достала мальчика. Его невольным убийцей стал кто-то из своих.

Даже в простом пересказе фабулы, где намеренно опушены все побочные линии сюжета, отчетливо виден философский посыл фильма. Да, это размышление о цене цивилизации, дума о том, какой кровью и какими страданиями оплачен путь естественного человека, интуитивно выходящего на дороги прогресса. И как ни бесконечно далек мир, воплощенный на экране, от сюжетов Достоевского, размышление художника -нашего современника, об этом мире, извлеченном из глубин национальной мифологии, смыкается с заветной мыслью великого русского писателя о святая святых гуманистических ценностей -о «слезе ребеночка», мыслью, которая, как видим, не утрачивает, да и не утратит никогда своей обжигающей злободневности.


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.