Фильмы О Которых Идет Речь
Но в фильмах, о которых идет сейчас речь, вполне отчетлив сюжет, образность легко прочитывается, а если и не прочитывается кем-то, то уж точно не затемняет смысла. Единственный фильм, которому можно предъявить упрек в сложности и непонятности, это «Венок сонетов». Прекрасная, на мой взгляд, картина о войне, не получившая в нашем конкурсе ни единого голоса, словно ее и не существует. Но «Венок сонетов» -исключение. Сегодня становится все более очевидно, что сложившееся 10-15 лет назад понятие трудного фильма в корне изменилось.
Сегодня трудным, «не прокатным» порою оказывается тот фильм, который вырывает зрителя из состояния душевного комфорта, не вмещается в привычные стереотипы восприятия, а требует напряжения, душевного и духовного усилия. Говоря житейским языком, заставляет зрителя переживать, сострадать, думать.
Вы скажете: а как же «Бом»? Сочувствие животному -благородное чувство, кто спорит. Но, согласитесь, оно не требует той меры ответственности, как сострадание и сочувствие человеку. Любить человека много сложнее. Эта любовь иной раз подвига требует. Незаметного, неэффектного, не имеющего объявленной ценности подвижничества. Наградой тебе -только ты сам, твое личное сознание, что поступаешь по совести.
«Восхождение», «Подранки», «Двадцать дней без войны» -это фильмы о том, как любить людей. О том, как это трудно, иногда смертельно трудно. Когда такие фильмы идут в полупустом зале -это значит, что мы отгораживаемся от человеческой боли, от чужой беды, не хотим знать, что рядом с многоцветным, праздничным миром есть не забытый целым поколением трагический мир военного детства, с такой силой открытый в «Подранках». Не зная этого, не проникаясь духовным опытом минувшего, мы обедняем себя. Обедняем, когда не можем войти в жесткий мир «Восхождения», где героям приходится выбирать между совестью и жизнью, испытывая себя все на том же оселке -любви к человеку.
Вот что видят в нас фильмы, которые мы не хотим смотреть.
13.06.2018