Грубая Параллель -Для Наглядности
Не будем, однако, уходить в глубь веков, в историю вопроса -просто вспомним такие фильмы, как «Необыкновенная выставка», «Не горюй!», «Жил певчий дрозд», «Ирония судьбы», «Димино», «Осенний марафон», «Дамы приглашают кавалеров». С этими картинами связано бытующее с некоторых пор представление о «грустной комедии».
Мы, зрители, согласно приняли парадокс, заключенный в этом словосочетании. Видно, все внутренне созрели для такого жанра, где реальность не устраняется с помощью комедийных приемов, а лишь слегка подсвечивается ироническими обертонами. Тем самым создается близкий современному сознанию художественный мир, где реальность ненавязчиво пародируется, где все всерьез и проблемы, и конфликты, и человеческие типы, и система отношений, но все не так драматично, как могло бы быть, потому что драматизм тонко снят системой комедийных заострений.
Грубая параллель -для наглядности: человек с чувством юмора так расскажет о своем фиаско, что вы обхохочетесь. Сама история -в смысле фактов -будет один к одному соответствовать действительности, но рассказчик-юморист высветит комические детали, а драматические -растушует. Банальная ситуация с малоприятным финалом обернется в устах рассказчика своей смешной стороной. «Случай из жизни», рассказанный таким образом, получает не что иное, как жанровую огранку. И мы реагируем не только на «голый факт», на информацию, но и на манеру рассказчика. Так рождается смех в драматической ситуации -как результат столкновения материала жизни со способом его обработки.
Вот почему мы смеемся в несмешных по существу ситуациях фильма «Влюблен по собственному желанию». История о том, как нашли друг друга и самих себя два одиноких человека -спивающийся экс-рекордсмен по велосипедному спорту и некрасивая библиотекарша, потерявшая надежды на «личную жизнь»,-эта история взята в лирико-комедийном ракурсе. Рассказчик изложил сюжет так, что его герой Игорь Брагин, пропивающий остатки прежней роскоши, предстал перед нами как сторона страдающая -не только со своей виной, но и со своей бедой. Бедой поломавшейся жизни, рухнувшей сразу на всех уровнях. Спорт бросил, отчаявшись выйти на первое место, комплексы замучили. А специальности нет. Значит, нет работы по душе. Ну, а когда работа в тягость, и ничего не светит впереди, и жена ушла, и от славного спортивного прошлого остались лишь географическая карта на стене с маршрутами былых триумфов да кое-какое пестрое барахлишко, лишь подчеркивающее убожество сегодняшнего быта, словом, когда из лидера ты превратился в аутсайдера, появляется резонный повод для «поддачи».
13.06.2018