Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Легенда, Воплощенная В Зрительные Образы

Для кинематографа вообще характерна такая резкая поляризация художественных идей и художественных форм. Традиционализм мирно уживается с авангардизмом: публика «съедает» и то, и другое. На это есть свои резоны, связанные с хитрыми законами функционирования средств массовых коммуникаций. Эти законы объясняют, в частности, приверженность многих зрителей к «низким» жанрам фольклорного происхождения. Меня же -в контексте начавшегося разговора об историческом сознании -занимает живучесть и приспособляемость такого жанра, как легенда.

Древняя ли Русь, революция, война гражданская или недавняя, Отечественная, любовь или жизнеописание выдающейся личности, не говоря уж об экзотических сказочных или фольклорных сюжетах, в сущности, любой материал становится добычей легенды. Только ли оттого, что «волшебный фонарь» наделен первородной способностью создавать иллюзию чуда, внушая при этом веру в его полную достоверность? Документальная природа кинематографа и впрямь обеспечила статус правды изображению невероятного, чудесного. И это, наверное, замечательно, когда речь идет о кино аттракционах. Но статус правды распространяется на все, что становится объектом экранного изображения. Этот феномен кино потенциально опасен, о чем давно догадались теоретики: порой ложь проникает на экран даже в обличье хроники. «Врет, как документ!» -острил еще Тынянов.

Легенда, воплощенная в зрительные образы, часто становится авторитетнейшим, больше того, единственным историческим источником для многих кинозрителей. Как известно, большинство в наших зрительных залах составляют подростки и молодежь. Вряд ли все они, увидев в титрах слово «легенда», делают необходимую поправку на жанр и отдают себе отчет в том, что данный фильм не претендует на историческую правду.

Почему же все-таки «легенда о...» так близка сознанию современного кинематографиста?

Почему история чаще всего выходит на экран принаряженная и припараженная, задрапированная в романтические одежды и стилизованная «под старину», как ее понимает нынешняя мода на фольклор? «Легенда дает возможность автору проявить свою фантазию...»-едва ли не прямо отвечает на вопрос аннотация к фильму «Легенда о княгине Ольге», подписанная его редактором. А критик В. Кичин, размышляя, почему в жанре легенды поставлен фильм об Анне Павловой, высказал предположение, что «легенда как бы отменяет необходимость документировать само искусство Анны Павловой».


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.