Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Молодой Человек И Время

О. Агишев и Э. Ишмухамедов в фильме «Юность гения» («Узбекфильм») -о молодых годах Авиценны -ограничиваются самой общей, типологической характеристикой эпохи. Исторический материал беллетризован -авторы и не стараются создать иллюзию исторического подлинника. Истинный их интерес -не история как таковая и даже не человек в историческом процессе, но история формирования молодого человека, чье имя запишет на своих скрижалях человечество.

Молодой человек и время -вот что всегда занимало этих художников, всегда становилось эпицентром их совместных работ. Анализ времени никогда не был их сильной стороной, зато чувствовали они время всегда лирически пронзительно, и это обоюдное свойство их видения проецировалось и на «Юность гения», где действие происходит в Бухаре X века, в эпоху царствования Сасанидов.

Допустим, нам не близка такая манера перечитывать историю -окутывать факты и персонажи лирическим туманом, стилизовать костюмы, чувства, отношения. Но нельзя не признать: фильм верен своему закону. И согласно этому закону кончается именно тогда, когда Авиценна спасается бегством из разоренного варварским набегом родного города, чтобы уже никогда не вернуться назад. Авторы «Юности гения» вряд ли взялись бы за продолжение экранной биографии своего героя. Хотя бы потому, что жизнь Авиценны, факты которой хорошо известны, его дальнейшая судьба, противятся романтической трактовке универсального толка -история взыскует реализма. Вспомним слова Б. Эйхенбаума о внутренней цели исторического произведения: «...раскрыть в прошлом (хотя бы при помощи художественных догадок) нечто такое, что может быть замечено и понято только на основе нового исторического опыта».

Итак, далекое прошлое чаще всего изображается на экране как некая окаменелость, никак не сопряженная с подлинной историей. Как критику трактовать этот факт? Я склоняюсь к тому, что интерес к древнейшей истории съедается сейчас небывалым и жадным интересом к истории ближней. Точки приложения нравственных исканий современной режиссуры расположены на оси исторических событий нынешнего столетия. Все душевные усилия сосредоточены здесь, на этой вертикали. Не древняя наша история видится сегодня причиной драматических превращений в современном сознании и современном социуме. Историки, возможно, будут шокированы такой постановкой вопроса, но куда деться от фактов.


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.