Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Мысль Ясна: Плоть Бессильна Перед Духом

Больше того, в его словах, звучащих и грубо, и страстно, есть своя сила. Да-да! Не будем ханжами и признаемся, что в этой мучительной сцене с натуралистическим плевком кровью в лицо фильм прикасается к чему-то очень сокровенному в человеке. Жажда жизни, охватившая Рыбака в предчувствии и страхе конца, сыграна так заразительно, так всерьез, что в этот момент тебя самое словно обдает холодным дыханием смерти, небытия. И обжигает почти телесное чувство текущей в тебе теплой жизни. Но впечатление от этой ключевой для фильма сцены, где Сотников говорит о совести и солдатском долге, снижено ощущением неравноценности поединка. Сотников -это уже чистое умозрение, вознесшееся над страстями человеческими. Рыбак -налитая жизнью страдающая плоть.

Мысль ясна: плоть бессильна перед духом, но чувство упорно опережает разум. Визуальные образы несут множество дополнительных оттенков смысла, воздействующих на нас эмоционально. В конкретном же случае все достаточно просто: поведение Рыбака психологически достоверно и непредсказуемо, поведение Сотникова подчинено схеме. И то и другое -в рамках замысла. Перед нами не просчет, а расчет.

Да, образ Сотникова уже выше всякой психологии, и в этом можно усмотреть изъян в конструкции фильма. Однако не забудем, что Шепитько осваивает эстетическую территорию, новую для киноискусства, хотя издревле знакомую литературе.

Притчевость в литературе сегодня трактуется широко. Понятие параболы, пожалуй, более точно, когда речь идет о современной притче, не притче. Под этим знаком стоят В. Белов и В. Распутин, стоит А. Вампилов. Параболистические структуры осваиваются и кинематографом, как говорится, на широком тематическом плацдарме: от фильмов на военном материале -«Венок сонетов» и «Восхождение» -до мелодрамы «Старший сын», грузинских комедий, повести о первой любви «Сто дней после детства»

Л. Шепитько пошла дальше других в этом направлении, как того потребовал ее замысел: соизмерить геройство и предательство мерой духовности. Все это, вместе взятое, этический посыл, новый взгляд на традиционную тему, освоение новой эстетической формы, и определяет уникальность «Восхождения» как художественного явления.


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.