Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Незавершенность Рассказа -Авторская Концепция

Одним этим авторским жестом -недосказанностью судьбы героя -скромные события, происходящие в белорусской деревеньке в 1938 году, втягиваются в лоно Большой Истории. Ведь истинное время фильма не совпадает с датами, отмеченными в титрах. Эти отметки -граница начала, фактическое время. Образное время фильма, время истинное, включает и день сегодняшний.

В фильме отчетливо читается прошлое и настоящее, а будущее скрыто присутствует; ведь настоящее время авторского повествования есть будущее время героя. Но потоки времени пересекаются не в пространстве экрана, а в сознании автора. Мы встаем на его точку зрения легко и незаметно для себя -как его современники, для нас органичен ретроспективный взгляд из начала 80-х в конец 30-х. Тонкость, однако, состоит в том, что события, о которых идет речь в фильме, события исторические и частные, пропущены сквозь сознание очевидца, Мити Корсака. Создается оптическая система, в которой скрещиваются и фокусируются две точки зрения -очевидца и автора. Мы оцениваем и события как таковые, и восприятие их очевидцем, и отношение к ним автора. Открытая, разомкнутая в будущее структура снимает проблему дистанции, обычно встающую перед режиссером, когда он имеет дело с историческим материалом, даже если этот материал беллетризирован, как в нашем случае. Да, о том, что происходило в Европе в 38-39 годах, еще могут рассказать очевидцы и участники, да и герой «Чужой вотчины» вполне может жить среди нас. Но события пятидесятилетней давности, на которые опирается вымышленный сюжет фильма, не только вошли в историю уже в момент их свершения, но и стали ею -для новых поколений -за давностью лет.

Незавершенность рассказа -авторская концепция исторического времени и авторское переживание времени. Герой тоже переживает время, остро ощущает себя в потоке времени и время в себе. Его закадровый рассказ -это внутренний монолог, в сущности, исповедь. Наложение одного на другое формирует в фильме лирическую стихию, субъективирует повествование. Для автора и для его героя там, в 39-м, в год воссоединения Белоруссии, совпадающий с годом начала второй мировой войны, начинается отсчет настоящего времени -времени всеобщего, тотального, когда расколовшийся мир остро ощутил себя космическим единством на фоне резкого идейного и классового размежевания.


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.