Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Но Кино Притча Чуждается Подобных Метафор

Холин и медсестра Маша -переходят траншею по перекинутому через нее стволу, капитан обнимает девушку, и в его объятиях она повисает над черной дырой траншеи, как лад пропастью. И траншея в лесу, и дерево, мостком перекинутое через нее, и двое, балансирующие на этой шаткой опоре, здесь все достоверно, сиюминутно, и все исполнено второго, трагического смысла. Сюжетные мотивировки отлетают, и объятье над траншеей читается как многослойная метафора. Впрочем, слова не могут вызвать того чувственного впечатления, какое рождает кинематографический образ. Наверное, непереводимостью кино метафоры на язык другого искусства и поверяется ее принадлежность к искусству кинематографа.

Но кино притча чуждается подобных метафор. Ее философский смысл мерцает в той дуге, что наподобие нимба, параболы возникает поверх бытового ряда, конкретной истории. Л. Шепитько поставила своей задачей найти кинематографическую форму сверх смыслу Быковской прозы. В применении к данному материалу -материалу минувшей войны -это означало нечто гораздо большее, чем выработку эстетической концепции. В основе лежала этическая проблема -проблема изображения войны на экране.

В «Восхождении» эта проблема решается как бы заново, с позиции, на которую вывело нас время: прошло больше тридцати лет со дня Победы.

Л. Шепитько уверенно ощутила себя на пересечении двуединого процесса, определяемого этим сроком. Сюжеты «из военной жизни», утратив непосредственную связь со временем, начинают терять свое нравственное обеспечение. А смотрит их главным образом поколение, не видевшее войны, те, для кого она -история, почти легенда. Тем самым рождается опасность девальвации народной памяти о войне. Здесь-то и наступает то, что А. Адамович назвал «выцветанием памяти»: «кровавое выцветает до розового» (см. «Литературная газета», № 18, 1977 г.).

Вот на каком этическом фундаменте возникла эстетическая структура фильма-притчи. У «Восхождения» были предшественники, и прежде всего -«Иваново детство». У этих двух произведений несколько позиций сближения, и в частности этическая. Но главное -программное намерение соизмерить судьбу человека со всем миром. И не способом философских абстракций, а, напротив, способом познания этой конкретной человеческой судьбы в конкретном времени. Способом киноискусства.


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.