Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Подведем Итоги И Мы

В этих скупых, изобразительно аскетичных эпизодах Заостровцев открывается нам до конца. До сих пор мы скорее угадывали, что он за человек, пытались разглядеть его сквозь корректный докторский имидж. А тут -словно струна лопнула. И открылось, как драматически ощущает герой необратимость времени, необратимость сложившейся судьбы. Ведь когда приходит зрелость? Когда приходит сознание, что жизнь, устраивает она нас или нет, уже состоялась в главном и другой быть не может. Здесь-то и нужно мужество и, если хотите, сила, чтобы, расставшись с иллюзиями, жить и выполнять свои обязанности.

Для полноты картины можно вспомнить и сцену бунта дяди Вани (из одноименной пьесы Чехова), когда он кричал: «Пропала жизнь!» и хотел застрелить Серебрякова. Прообраз этой модели полемически присутствует в сюжете фильма и в его финале. Финал звучит катарсисом, хотя здесь нет ни одной патетической ноты. Заостровцев вернулся к своим обязанностям, так и не позвонив влиятельному однокашнику. Первое, что он сделал, предложил Шумилину поехать на курсы по кардиологии. «Наша деревня для вас «неперспективна»,-сказал он и направился к больнице.

Нам рассказали в общем-то рядовую историю про человека, который запоздало расстается с иллюзиями молодости и обретает трезвый взгляд на себя и на свои отношения с жизнью. Однако частный, казалось бы, сюжет в трактовке режиссера обнаружил некий универсальный смысл -благодаря тому, что постановщику удалось показать его родство с русской классической традицией, всегда высоко ставящей стоицизм русского интеллигента.

Но не только тонко прочерченной связью с русской культурной традицией примечателен этот режиссерский дебют. Фильм В. Сорокина дополняет типологию современного героя. На экране 80-х как бы дописан, завершен популярный в 60-е годы сюжет о романтиках и идеалистах. В свое время этот сюжет, как правило, разрешался лирически.

Были попытки завершить его иначе. Уже позже, в 70-е, А. Миндадзе и В. Абдрашитов в «Слове для защиты» показали в образе Руслана человека не то чтобы предавшего идеалы юности, но как бы забывшего про них, начисто вычеркнувшего их из памяти. Примечательно, что Олег Янковский, сыгравший Руслана, позже показал еще один вариант эволюции героя того же поколения. Он сыграл Сергея Макарова в «Полетах во сне и наяву» -в картине, где бывшие романтики явились в образах конформиста (Олег Табаков) и аутсайдера (Олег Янковский).


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.