Принципиальный Для Современных Эпических Структур
Практика нашего -кинематографа говорит: вторая мировая война стала тем тотальным историческим событием, которое, включившись в единый исторический поток, не вместилось в привычное русло и перекрыло его, подобно плотине, образовав своего рода запруду, разделившую все историческое движение на «до войны» и «после войны». Хронологически между этими отметками -четыре года Великой Отечественной. По существу же между ними -не вмещающаяся в хронологические рамки великая эпоха великих сражений за гуманистические ценности.
Принципиальный для современных эпических структур момент -столкновение в мире фильма разных ценностных миров, разных сознаний, обнимаемых и контролируемых сознанием автора.
Как и во времена сотворения эпоса, драма современного эпического рассказчика в том, что, зная ход событий, он может вмешаться в них только эстетически, предоставляя сюжету развиваться, как то было в истории.
Его повествование построено зачастую на избыточном знании о своих героях, благодаря чему возникает пронзительная лирическая тема.
Черты такой поэтики проступают, в частности, и в грузинском «Пловце» (сценарий и постановка И. Квирикадзе). Сквозь яркую индивидуальность авторского стиля, сквозь иронию, разбавляющую драматизм рассказа обертонами смеха, внимательный глаз уловит совсем не комедийную ситуацию. И совсем не однозначно комическое настроение рассказчика. А рассказчик -именно он -играет в фильме первостепенную роль. Дело в том, что фильм озвучен одним только авторским голосом -довольно многочисленные его персонажи реплик не имеют. Как в немом кино. Стилизация? Если уж говорить о стилизации, то изображение стилизовано скорее под старую хронику, особенно начало ленты, ее завязка, где на арену действия вступает главный герой по имени Дурмишхан, легендарный пловец, проплывший -на спор -расстояние, равное двум Машам.
История, прослеженная с момента замечательного заплыва Дурмишхана -а было это в 1915 году в Батуми -через 30-е годы, когда лавры чемпиона грезились его сыну, по нынешний день. По фабульной прямой картина воспринимается как ироническая семейная хроника, расцвеченная блестками грузинского юмора.
13.06.2018