Ситуация С Героем
Характер изображения, композиция, диалогические взаимоотношения героя и автора -эти художественные средства как бы не в счет. Некоторым критикам показалось, что в «Полетах во сне и наяву» режиссер Р. Балан неправомерно поставил в центре фильма персонаж, который заслуживал однозначного осуждения, а уж никак не подробного показа его возмутительных поступков; что этот персонаж слишком обаятелен для антигероя и слишком ярок актерские. И почти никто не обратил внимания, как виртуозно выстроена режиссером линия развенчания героя, как важен в фильме образ автора -он-то и есть тут ценностная инстанция.
«Полеты...» вспомнились не к слову, а по прямой ассоциации: доктор Заостровцев тоже летает во сне. Когда-то он занимался планерным спортом, и подсознание навсегда сохранило чувство полета, чувство власти над пространством.
Сопоставим похожие сны с возрастом героев, и выйдет, что они ровесники, люди одного поколения. Но -откровенные антиподы. Образ Заостровцева полемичен по отношению к образу Макарова.
Заостровцев может показаться кому-то человеком пресным. Он не старается привлечь к себе внимание. Он молчалив, предпочитает оставаться в тени. Таков его характер. Такова поэтика картины. Центральное положение в ней главного героя определяется не тем, что камера не выпускает его из поля зрения: оно обусловлено драматургией сценария и режиссерской концепцией.
Ситуация с героем, которого не заметили, как все помнят, была описана в «Попрыгунье» у Антона Павловича Чехова. Хрестоматийный этот пример как нельзя кстати в нашем случае. Образ доктора Дымова витает над фильмом, рождая воспоминания об одном из лучших созданий С. Бондарчука.
Тогда, в 60-е, в контексте своего времени, образ тихого гения альтруизма был открыто полемичен. Доктор Заостровцев рожден иным социальным и кинематографическим контекстом, куда более широким.'
Тип героя, представленный в фильме «Жил-был доктор», имеет классическую родословную, глубокие корни в нашем культурном сознании. И кинематографу нашему традиционно близок такой герой -человек, преданный делу, без притязаний на исключительную роль своей персоны, чуждый хлопотам о личном успехе. Тут многих можно вспомнить. И учителя Мельникова из «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, и трубача из фильма А. Митры «Звонят, откройте двери!», и профессора Сретенского из «Монолога» Ильи Авербаха, и словесницу
13.06.2018