Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Удивляет Нас Такая Линия Поведения

Когда в день сорокалетия Сергея Лариса, «самая загадочная из всех разгаданных женщин» (Л. Гурченко), заключает именинника в долгие объятия, прилюдно демонстрируя свои чувства, надо видеть, как смотрят на эту сцену влюбленные в Ларису мужчины. Глубокую покорность-то ли судьбе, то ли Ларисиному выбору -излучают их глаза, фигуры, позы, словно они добровольно уступают более достойному. Словно в глубине души им и самим ясно: именно его, Серегу, блудного сына, непутевого мужика, вечного юношу, его-то и должны любить женщины. Несмотря на то, что он вечно в долгу и вечно занимает; несмотря на то, что ездит на машине бывшей любовницы и нс видит в этом ничего особенного; что он изменяет жене, что пять лет не может собраться навестить мать... Единственная громко заявленная им ценность -рыжеволосая дочка Машка. Похоже, все остальные привязанности сколь-нибудь глубоко его не задевают. Даже когда прелестная Алиса упорхнет к более сильному и молодому мужчине, Сергей не станет делать драмы. Хотя еще накануне утром он предлагал Алисе пожениться.

Удивляет нас такая линия поведения? Пожалуй, что и нет. К подобному персонажу привыкли. Тут не воскликнешь с восторгом первооткрывателя: «Смотрите, кто пришел!» Этот социальный тип появился в искусстве лет десять назад по меньшей мере. Критика давно нарекла его «антигероем», обличила за инфантилизм, нравственную неразборчивость и отсутствие идеалов.

Ну, а как быть с тем, что «отрицательного» Серегу все любят? И как реагировать на это зрителю, который понимает Серегину «отрицательность» и не может в толк взять, отчего это окружающие так с ним миндальничают? Больше того, сам зритель ловит себя на том, что не может противиться обаянию героя.

Можно свалить все на Янковского, на его совершенный в этой роли артистизм, которому и впрямь трудно противостоять. Но только ли в неотразимости актера причина?

Янковский, играя своего героя, тонко играет еще и тот стиль житейского поведения, когда этических запретов практически нет. Потому что есть бесконечная терпимость окружающих к нарушителю этих законов. Терпимость, смахивающая на равнодушие. И тут фильм задает нам прямой вопрос: а мы-то сами всегда ли на высоте по отношению к безнравственным поступкам отдельных личностей? Всегда ли сознаем безнравственность как социальную опасность? И не потакаем ли ей, пусть и невольно, когда не даем себе труда спросить с человека по всей строгости нравственного закона?


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.