Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

В Одной Из Публикаций На Интересующую Нас Тему

История, сказ, легенда -эти понятия частенько смешиваются на экране в какой-то пряный видео коктейль, греющий душу благодарного зрителя, но, на вкус специалиста, не очень грамотно составленный. Вспоминаются интерьеры азербайджанского «Бабенка». В них бы

«Волшебную лампу Палладина» снимать. Есть и другие варианты. Например, сибирский. Снега, звериные шкуры, звериные нравы, зверские обычаи. Фильм «Семен Дежнев» (сценарий Я. Филиппова, постановка Н. Гусаровка, Свердловская киностудия). Основной сюжетный ход -явно сказочный: холоп Семейка Дежнев посмел полюбить боярскую дочь хромоножку, за что и был отправлен в далекий таежный поход на верную погибель, да еще под присмотром «злодея» -боярского холуя и доносчика. Но Дежнев прошел через все испытания, «злодея» укротил и в конце концов совершил деяние, ставшее поводом для создания означенного фильма: открыл мыс, носящий ныне его имя, восточную оконечность России, разделяющую азиатский и американский материки.

В подобных картинах ставка делается на так называемое фольклорное восприятие, говоря иначе, на подсознательную тягу определенной части взрослого зрителя к сказке в любой одежке -исторической или современной.

В одной из публикаций на интересующую нас тему -статье Л. Нехорошева «Настоящее прошлое» («Искусство кино», 1984, № 4) вопрос поставлен со всей определенностью: «Что важнее для искусства -правда или овладевшая всеми историческая легенда?» (Имеется в виду правда исторического факта.)

Смысл альтернативы, стало быть, звучит так: что важнее для искусства -исторический факт или художественный вымысел?

Если коротко, то для искусства важнее художественная правда. Хотя до сих пор идут споры о том, где та грань, за которой художественный вымысел превращается в фальсификацию истории.

Представим себе, что одиссея уральского казака Дежнева, показанная в фильме, истинная правда, подтвержденная историческими источниками. Ну и что? Сама правда блекнет, теряет свое достоинство, если нет постижения личности, времени, судьбы. Нет ощущения истории как процесса, что и случилось в картине свердловчан.

Последнее -прерогатива исторического сознания. Отсутствие его в фильме на историческом материале вольно или невольно мифологизирует историю: факт воспринимается как вымысел, правда истории подменяется полуправдой героической сказки.


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.