Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Веду Речь О Художниках-Стоиках

Но что из фильма ушло -так это ощущение загнанного в угол человека, готового предать свои нравственные представления, коль они ничего не стоят в этом мире. Боксер Крохин -вовсе не честолюбец. Успех ему нужен, чтобы почувствовать себя в своем праве, избавиться от комплексов убогого детства. И он идет на маленькую -так ему кажется -подлость -лишь бы попасть на международные соревнования и открыть себе путь к спортивной славе. Моральное осуждение старого тренера? Неприятно, но пережить можно. Да и кто об этом знает, кроме них двоих?

В интонации фильма мне грезились авторские исповедальные нотки. Сегодня они микшированы. Но брожение духа, решающего для себя вечный вопрос: кто я -тварь ползучая или право имею? -фильм запечатлел. И в этом смысле он полностью принадлежит 70-м: крушение веры в немедленную победу добра заставило усомниться во многих ценностях, породило цинизм «железных мальчиков», философию личного успеха.

Эта философия пустила корни не только среди тех, кто становились экранными персонажами. Творцы заразились ею, как и их герои. Симптомы падения культуры, престижа слова, традиционно высоко чтимого в России, горькие плоды застоя уже отравляли массовое сознание, когда А. Червинский и Г. Панфилов задумали и сняли свою «Тему».

Драматург, режиссер, актеры (И. Чурикову, М. Ульянова, Е. Весника по внесенному ими личностному вкладу в картину считаю ее соавторами) целились в болевую точку, связанную общим кровотоком со всем общественным организмом. Рассчитывать на выход такого фильма в то время было идеализмом, но не снять его, коли душа горела, для авторов было бы поражением. Герой картины, знаменитый и удачливый писатель Ким Есенин, уж точно не стал бы ввязываться в подобное предприятие -он предпочитал верняк, то, что с ходу идет в типографию и приносит деньги, славу, почетные звания. Фигура Есенина, сыгранного М. Ульяновым со страстью, злостью и бесконечной иронией, оказалась настолько точной типологически, что в ней узнаются конкретные лица...

Веду речь о художниках-стоиках, что остались верными себе, своему призванию и своей миссии в тяжелые годы общественного спада. Но ведь были и есть другие, те, кто возжелал успеха любой ценой. Больная тема, болезненная тема. Одно дело -обличать взяточников, воров, законопреступников. Но обличать художника, изменившего собственному таланту? Художника, переставшего быть художником? Тут надо быть Белинским. И главное -чувствовать за спиной поддержку общественного мнения, знать, что оно не звук пустой, что за ним -реальная сила. Гласность еще не вошла в нашу кровь, мы все еще «выдавливаем из себя раба», и это надолго.


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.