Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Вертикальный Разрез

Режиссер дважды использовал этот прием-ловушку, как бы испытывая на прочность свою конструкцию, она выдержала.

Драматургия фильма не проста и не сложна -она адекватна задаче, поставленной перед собой авторами. Они меняют точки зрения на событие (вспомним Балаша), чтобы показать его и по горизонтали, и по вертикали.

Горизонталь, собственно фабула, проста до ужаса.

Деревня жила своей жизнью, благо война до того дня обходила ее стороной. Ворвались фашистские бронетранспортеры, людей вывели из домов, рассортировали на мужчин и женщин, несколько часов потомили в неведении, потом загнали в ригу и сожгли.

Вертикальный разрез того же события не снимает ужаса, но раскрывает трагизм этого дня, этой истории с той мерой уважения к достоинству погибших, которое только и может быть искуплением.

Исчезновение деревни Пирчюпяй всегда будет фактом сегодняшнего дня. Пепел на месте казни невинных стал перегноем, но Следователь продолжает допрашивать тех, кто проходит по делу, немцев и литовцев. Виновники должны понести наказание. Мы ни разу не увидим Следователя в лицо -он не персонифицирован, каждому легко отождествить с ним самого себя.

Тема возмездия проходит сквозь фильм пунктиром, она все время пульсирует, но не становится ни главной, ни самостоятельной. «Факт» -не фильм-расследование, хотя нерв его естественно напрягается и в тех эпизодах, где уличенные в преступлении против человечности младшие чины одной из частей фашистской армии дают показания, упирая на то, что они выполняли приказ, не более того.

Их ответы подсознательно топчутся вокруг не новой идеи, мол, дескать, преступление фашизма надлично, личной вины за гибель крестьян из деревни Пирчюпяй обвиняемые имярек не несут, они-де сами жертвы произвола, исполнители воли полковника Чтителя, командира того полка, который проводил операцию «День правосудия».

Авторы не углубляются ни в тему возмездия, ни в тему ответственности- человека перед собственной совестью, но в повествовательное пространство фильма обе эти темы включены. «Почему вы стояли под деревом?» -знаменитая реплика -рефрен из «Хроники одного дня» преобразовалась в постоянный мотив творчества драматурга В. Жалакявичюса. Его и сегодня занимает психология человека, который может спокойно стоять под деревом, когда рядом, на его глазах совершается насилие.


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.