Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Атмосфера сотрудничества

Когда детей двое или больше, необходимо умение разрешать конфликты между ними, создать атмосферу сотрудничества, в которой никто не чувствовал бы себя лишним, и подбросить какие-нибудь интересные идеи для совместных игр. Это непросто - чувствовать, что твоя чаша наполнена до краев, когда все время только и делаешь, что сравниваешь ее уровень с уровнем наполнения какой-то другой чаши. И еще труднее снова ее наполнить в этой толчее, когда каждый стремится поскорее получить хоть капельку живительной влаги. Когда дети нагло и назойливо требуют дать им больше, чем им положено, мы можем почувствовать к ним неприязнь и, соответственно, дать меньше. Когда братья или сестры борются за то, кто первым наполнит чашу любви, часто результат оказывается прямо противоположным: вместо награды они получают наказание, а уровень в их чаше опускается все ниже и ниже.

Обязанность детей заботиться друг о друге, например старшего о младшем, может также способствовать наполнению чаши ребенка или, наоборот, осушить ее, что зависит от самого ребенка и налагаемых на него обязанностей. Если старший чувствует себя любимым и полезным членом семьи и поэтому готов позаботиться о том, кто помладше, то чаши всех детей оказываются наполненными. Но иногда ребенок более старшего возраста сердится и обижается из-за того, что необходимость присматривать за малышом лишает его свободы и отнимает время, необходимое для игр. Или эта задача - опекать младшего - может оказаться ему просто не по плечу, так что в результате потребности малыша оказываются неудовлетворенными.

Однажды мне довелось повстречать двух мальчиков примерно трех и семи лет, которые, держась за руки, выходили из здания публичной библиотеки. Было приятно видеть, как старший брат опекал младшего, а тот смотрел на него с явным обожанием. Когда они направились на стоянку автомобилей, где их, видимо, ждала мама, старший стал нервничать (очевидно, из-за той ответственности, которая падала на него, когда они должны были с братом пересечь всю стоянку, по которой время от времени проезжали машины). Он стал кричать на малыша, чтобы тот шел быстрее и держался ближе к нему. Маленький ребенок был ошеломлен и испуган и от этого шел медленнее, что еще больше раздражало старшего. Можно сказать, что их чаши, которые сначала были наполнены до краев, к концу оказались уже совершенно пустыми. Вот вам урок: если мы хотим доверить одного ребенка на попечение другого, следует сначала познакомить его с кое-какими навыками, связанными с выражением эмоций, равно как и с умением вести игру, не говоря уже о навыках по обеспечению безопасности. Например, мы можем показать старшему ребенку, как время от времени предоставлять младшему более выгодное положение в игре. Такая перемена ролей может оказаться для обоих альтернативой к реальному соперничеству. Старший ребенок будет чувствовать свою значимость и компетентность и в то же время символически решать в положительном смысле самые важные моменты во взаимоотношениях, притворяясь более слабым или неспособным догнать младшего.

Обучение


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.