Игра в футбол и реабилитация
После этого, как мне кажется, у моего соперника появилось больше уверенности в себе, потому что нервозное отношение к игре сменилось насмешками в мой адрес. Когда мяч попадал ко мне, он кричал: Нанни-нан-нн-бу-бу! А если ему удавалось забить мяч в ворота, он деланно хохотал: Ха-ха-ха-ха! Дети постоянно кричат друг другу нечто подобное, когда начинают чувствовать себя в игре как рыба в воде, не боясь, что кто-то их унизит или обзовет неумеками. Причем эти чувства легко передаются от одного ребенка другому. К сожалению, некоторые взрослые или учителя физкультуры считают, что надо иногда подпустить пару, подзадоривая играющих ребятишек какими-нибудь оскорбительными выкриками относительно того, как они играют.
Возможно, Кевин уже с этим сталкивался и поэтому опасался, что я стану прохаживаться таким же образом на его счет. Когда же дети начинают, в свою очередь, безжалостно дразнить меня, обычно я притворяюсь возмущенным и противным притворным голосом завываю: У-у-у-у! Каждый раз, когда я делал это, Кевин начинал хохотать. Мы уже достаточно долго играли, и вот он объявил счет - 17:3. При этих словах я разыграл невероятную тупость:
- Слушай, а кто забил семнадцать голов?
- Я.
- А кто три?
- Ты.
- Ой-ой-ой! Этого-то я и боялся.
Кевин, объявив перерыв в игре, чтобы отдышаться закричал: Захват! и побежал ко мне. Это была наша десятая встреча, но только теперь впервые ему захотелось на мне повиснуть. Думаю, это произошло потому, что он наконец почувствовал себя полностью защищенным и уверенным в себе (ведь мы так хорошо сыграли матч!). Раньше он всегда находил возможность показать мне свое расположение каким-то более деликатным способом. Например, он подфутболивал мои ботинки (так, что я потом не мог их найти) или прятал мои часы (чтобы растянуть сеанс игровой психотерапии).
Думаю, что ключевой момент всей этой истории заключается в том, что мы, в сущности, играли одновременно в две игры. Одна - это футбол, другая - это игра на развитие такого качества, как уверенность в себе. И эта игра включала темы, которые являлись наиболее важными для данного ребенка: умение и неловкость, унижение и чувство собственного достоинства. Благодаря совмещению этих двух игр он получил возможность почувствовать себя сильным и крепким, способным по-настоящему себя показать. Заливаясь смехом, он выбрасывал наружу скрытое чувство неполноценности. Возможно, другой малыш предпочел бы, чтобы я играл более серьезно - так, чтобы он смог показать свое мастерство в игре в футбол и потренироваться. Вы должны всегда стараться понять, чего в действительности хочет ребенок. Как я объяснил матери Кевина по окончании сеанса, эти правила игры, которые он установил, благодаря которым игра несправедливо закончилась в его пользу, дали ему возможность избавиться от гнездившегося в нем чувства, что он далеко не самый лучший футболист. Он понимал, что слаб и неспортивен, потому что все всегда складывалось против него. А во время игры со мной он вдруг почувствовал себя совершенно другим.
←
13.06.2018