Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Лучше предотвратить скверные поступки, чем наказывать за них

Одно из объяснений неэффективности наказаний со- стоит в том, что они, как правило, имеют место уже после того, как инцидент произошел. Чтобы действительно оказать воздействие на поведение ребенка, нужно предотвращать нежелательные поступки или пресекать их в самом начале, а не реагировать со всей строгостью через какой-то промежуток времени. Моя сестра Диана давала консультации в группе продленного дня, когда там возникла проблема с одним мальчиком, который постоянно бил других детей.

По словам воспитателей, они уже испробовали все методы, т. е. все формы наказания, которые не были запрещены законом. Диана разговаривала с одной из воспитательниц, и та сказала ей: Вы только посмотрите на него! Он как раз сейчас снова намеревается ударить эту девочку. Интересно, что воспитательница видела это, но как будто ничего не собиралась предпринимать (вероятно, намереваясь сначала дать возможность ребенку совершить злодеяние, а уже потом измыслить наказание, которое перевоспитало бы его). Диана же просто воскликнула: О нет! Не надо! - и подбежала, чтобы схватить мальчика за руку в тот самый момент, когда он еще только собирался нанести удар.

Мальчишка был в ярости и буквально клокотал от гнева когда Диана мягко сказала ему, что не позволит бить девочку. Вначале он, видимо, боялся, что она в свою очередь, ударит его (как потом выяснилось, этого ребенка регулярно били дома). Но когда он понял, что она просто хочет мягко подержать его руку в своей, то внезапно разрыдался. Впервые за все время он начал говорить о своих чувствах - что никто в школе его не любит. Дело в том, что учителя оказались не способны мыслить в другом направлении - попробовать пресечь проступок и принять в расчет чувства ребенка, - потому что были сосредоточены исключительно на методике применения наказаний. Прервать деструктивное поведение - значит просто установить ребенку ограничение. Это помогает ему взять себя в руки, выплеснуть эмоции и задуматься над своими действиями. Выслушав излияния этого мальчика - его огорчения и чувство одиночества, - воспитатели получили возможность разработать план, как помочь ему научиться нормально общаться с детьми.

Обучение


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.