Настройтесь на одну волну со своим ребенком
В 1952 году группа исследователей изучала поведение приматов, организовав наблюдение за колонией японских макак. В дополнение к обычной пище, которую давали этим обезьянам, ученые стали разбрасывать на пляже около того места, где они жили, сладкий картофель. Дж. Гэри Бернхард написал об этом в своей книге Школа для приматов (Prmates n the Classroom). Обезьяны очень любят сладкий картофель, но им не нравилось, что он весь в песке. Одна молодая самка из этой группы обезьян догадалась помыть картофель в море. Поскольку у обезьян не существует школ или каких-либо других образовательных учреждений, где подрастающее поколение знакомили бы со всеми последними открытиями и достижениями, исследователи заинтересовались, каким же образом этим полезным навыком овладеют псе остальные обезьяны в колонии. Первой ученицей, как оказалось, стала мать этой молодой обезьяны. Бернхард цитирует высказывание одного из ученых: Практика подтверждает очевидный факт, что единственным взрослым животным, которое будет интересоваться тем, что делает девочка в возрасте полутора лет, является ее мать.
Затем эту замечательную идею позаимствовали у матери другие ее дети - родные братья и сестры той обезьяны, которая сделала открытие. И это тоже было понятно, потому что всем молодым обезьянам свойственно следить за тем, что делает мать. Процесс начался со старших братьев и сестер, а потом захватил и младших. Старшие по возрасту молоденькие обезьяны большую часть времени проводили в совместных играх, непременным элементом которых было наблюдение за тем, что делают товарищи, чтобы потом им подражать. Таким образом, мыть картофель научились не только родственники той обезьяны, которая это придумала, но и другие малыши.
Потом процесс повторился снова: у молодых обезьян навык стали заимствовать их матери, а у них - все их дети. В результате новшество освоила вся большая колония обезьян, кроме тридцати особей. Это были взрослые самцы. Бернхард пишет: Взрослые самцы не то чтобы имели какое-то основание враждебно относиться к этой идее, просто они не обращали никакого внимания на то, что делают другие, поэтому их поведение никак не могло измениться. У них, так сказать, были дела поважнее, которым стоило уделять внимание, поэтому они по-прежнему ели сладкий картофель, приправленный песком. Что же касается молодой обезьяны, которая положила начало новому способу очищать пищу, то ученые дали ей кличку Макака-Гений. Это произошло после того, как она вдобавок к первоначальному открытию сделала новое: сообразила, как можно отделять зерно от мякины (она промывала его в воде, мякина тонула, а зерно всплывало на поверхность). И новый навык точно так же вскоре распространился по всей колонии обезьян.
←
13.06.2018