Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Реакция на предельное расстояние

Другая обычная реакция на предельное расстояние бывает такой: ребенок начинает безостановочно говорить о тех случаях, когда он встречался с собаками. Или, чтобы подавить страх, принимается громко говорить сам с собой: Это хорошая собачка. Она на привязи. Она не собирается меня кусать. Если перед вами ребенок, который испытывает страх, посмотрите, сможете ли вы определить для него это предельное расстояние. Вы же не отправите его на улицу самостоятельно разбираться со своими эмоциями. Ему необходимо ваше присутствие, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Мы ничего не добьемся, если просто будем читать ребенку нравоучительные лекции о том, как смешны его страхи, или рассказывать, насколько милыми и вовсе не опасными животными являются собаки. Нет, он должен сам изгнать этот страх, проделав эмоциональную работу в тот момент, когда находится на предельном расстоянии - на самом краю страха, - но не переходит за этот край. А мы при этом должны стоять рядом.

Объектом страха, которого ребенок старательно избегает, может быть не собака и не плавательный бассейн, а нечто более абстрактное, например установление душевной близости с родителем. Это тот же случай, когда вам следует мягко подтолкнуть ребенка, потому что сам он не будет подавать из своей башни одиночества никаких сигналов с сообщением: Пожалуйста, помогите мне отсюда выбраться. Марта Уэлч написала книгу Под названием Задержать время (Holdng Tme), посвященную специальным методам, с помощью которых можно помочь детям преодолеть внутреннее сопротивление и установить с ними душевный контакт, какое-то время насильственно удерживая их возле себя. Эта книга вызвала много споров - из-за опасений, что методы, описанные в ней, основаны на принуждении и могут принести вред, если их использовать неправильно или в неподходящей обстановке. Но основные идеи автора следует признать весьма полезными. Исходя из опыта работы с большим числом детей, особенно страдающих аутизмом и имеющих проблемы в общении с людьми, Уэлч стремится доказать, что дети нуждаются в активных действиях с нашей стороны, чтобы заложить основы душевной близости еще до того, как произойдет прорыв в этом направлении в их душах. Взрослый человек должен проявить упорство, в том числе и физическую силу, чтобы преодолеть сопротивление ребенка налаживанию взаимосвязи.

Идея, которая показалась мне наиболее полезной в работе Уэлч, состоит в том, что взрослые обычно стараются установить контакт с детьми на довольно поверхностном уровне. Наши ожидания в этом отношении обычно невелики. Мы можем даже не замечать, что между нами нет глубинной связи, или нам кажется, что мы ничего не можем поделать в этом отношении. Я согласен с автором книги: если мы не пожалеем времени и сил, то достигнем очень многого. Мы сможем воссоздать эту исключительно теплую, тесную и глубокую связь с ребенком, которая, как нам казалось, уже больше никогда не восстановится. Но для того, чтобы нащупать этот нужный уровень взаимосвязи, часто требуется какой-то период времени, в течение которого лучше держать ребенка поближе к себе, даже если он дерется и вопит, желая вырваться на свободу.

Обучение


16.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.