Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Ребенок и игры

В своей замечательной книге о маленьких детях Алисия Либерман указывает на то, что игра создает для ребенка нечто вроде защищенного пространства, где он волен по своему желанию проводить эксперименты, устанавливать любые правила и воссоздавать модели физической и социальной реальности. К примеру, ребенок (если нужно, с помощью родителей) придумывает игровую историю со счастливым концом, в которой он представляет себя победителем, героем. Этот процесс можно отнести к творчеству, потому что ребенок выступает как творец, а не тот, кого создают.

Либерман в качестве примера приводит историю про полуторагодовалую Сесиль, которая очень расстраивалась, когда родители отлучались из дому, несмотря на то что они оставляли ее с очень нежной и заботливой няней. Малышка придумала игру: няня то пряталась за дверью, то снова выглядывала. Эта забава помогла девочке поверить в то, что ее родители, хотя и уходят из дому, обязательно вернутся. В другом, тоже типичном случае, описанном автором, речь идет о мальчике, которому был год и восемь месяцев; он испытал потрясение, когда увидел, что у девочек нет пениса. Он стал прикрывать и открывать его с помощью чашки и таким образом преодолел страх, что может лишиться этого органа.

Бывают моменты, которые в какой-то период жизни детей настолько предсказуемы и неизбежны, что их даже трудно отнести к травмам. Но все-таки эти ситуации болезненны и могут подорвать веру ребенка в себя. Потеря друга, раскрытие какой-то тайны или попытки других детей унизить ребенка - вот лишь малое число подобных примеров. Родителям, естественно, отчаянно хочется помочь детям избежать этих неприятных жизненных уроков или, по крайней мере, научить их с ними справляться в случае необходимости. Наставления здесь не помогут, поэтому стоит вспомнить об игре.

Возьмем пример с раскрытием тайны. Это нелегкая задача для большинства детей (и взрослых). Однажды мы ехали в автомобиле, Эмма с Тедом сидели на заднем сиденье. Им было по девять лет, они дружили еще с детского сада. Тед обратился к Эмме:

- Хочешь узнать секрет? Его сообщил мне Эрик и росил никому не рассказывать.

- М-м-м, валяй, - ответила девочка.

- Только никому не говори, иначе Эрик меня убьет.

Мне пришлось вмешаться в разговор, потому что я предвидел неизбежный печальный результат, о котором ребятишки, естественно, и не подозревали. Решив не поддаваться искушению прочитать им нотацию относительно секретов, дружбы и предательства, я с веселым видом сказал: Очень скоро все будут знать этот секрет, после того как каждый поведает его другому, взяв обещание, что тот не расскажет больше никому. Дети засмеялись. Нужно было обыграть ситуацию. Я опустил свое стекло и, указав на человека, который шел по улице, спросил:

- Может, рассказать ему секрет? Дети рассмеялись и ответили:

- Да.

Тогда я крикнул в окошко:

- Эй! Я сейчас расскажу вам секрет, только пообещайте, что больше никому его не расскажете!

Ребятишки буквально лопались от смеха, наблюдая, как я делаю такие предложения незнакомым людям, мимо которых мы проезжали в автомобиле. Вскоре мы уже все хором стали орать из окошек всем встречным:

- Хотите узнать секрет? Только никому не говорите! - и покатывались со смеху.

Почему я так поступил? Дело в том, что эти дети, так же как и их ровесники, все равно стали бы экспериментировать с таким понятием, как секрет, сколько бы их ни просили его не разглашать. А так у них, по крайней мере, появился один лишний случай посмеяться по поводу этого тяжкого бремени - хранить чужую тайну. Веселиться вместе гораздо приятнее, чем читать нотации на темы морали, которые все равно в одно ухо влетают, в другое вылетают. Итак, перейдем к следующему принципу. Что же дает смех?

Обучение


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.