Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Способы, позволяющие почувствовать себя защищенным

Наши предыдущие занятия содействовали тому, что между нами возникла прочная взаимосвязь, но не оказали почти никакого влияния на поведение мальчика в детском саду и летнем лагере. А вот когда мама крепко прижала его к себе, это вызвало удивительные изменения. Следующие выходные они провели вместе, много разговаривая друг с другом о том, какие чувства испытывает Роберт, когда кого-то бьет. И он впервые признался, что при этом ощущает страх и беспокойство (а ведь прежде заявлял, что другие люди - дураки и ничтожества). Родители помогли ему найти способы, позволяющие почувствовать себя защищенным. К их удивлению, мальчик сказал, что, когда он кого-то бьет, он от этого не чувствует себя более защищенным, потому что дети просто перестают с ним водиться. С тех пор его жизнь в детском саду и летнем лагере полностью переменилась. Мне кажется, это произошло в результате того, что ребенок вдруг по-новому посмотрел на проявления заботы его мамы; это понимание пришло, когда она держала его, крепко прижимая к себе. А если бы она не заставила его пройти через эти слезы и крик, то, вероятнее всего, между ними не возникло бы этого чувства близости, следовательно, они не смогли бы начать разговор о глубинных эмоциях - страхе и защищенности. Естественно, Роберт не стал бы по собственной воле сидеть на коленях, чтобы все это выслушивать. Позже последовало еще несколько сеансов с использованием метода тесных объятий, хотя чаще мы просто играли. В конце каждого занятия мальчик выказывал сильное желание встретиться со мной на следующей неделе, чтобы снова поиграть вместе. И я понимал, что его крик, чтобы я уходил и никогда больше не возвращался, был не чем иным, как доступной для него формой выразить то, что внутри у него происходила борьба с мощными негативными эмоциями.

Однажды Роберт по какой-то причине очень разозлился на меня. Он захлопнул дверь на кухню перед моим носом, заявив:

- Я пошел за попкорном, а ты его не получишь! Я, скорчив жалостную гримасу, завыл:

- Ладно! - смилостивился он. - Можешь взять одно зернышко.

- Одно зернышко, ура! Какой щедрый мальчик! Я просто на седьмом небе от счастья! Эй, постой-ка, а это что за запах?

- Это масло.

- Тогда давай я его съем, потому что кукуруза с маслом - такая гадость!

- Брось свои фокусы, я вижу их насквозь!

- У-у-у!!!

- Мама, где попкорн?

- Не думаю, что ты его получишь, если не будешь делиться. А скажи-ка, нет ли у тебя попкорна под арахисово-карамельно-соевым соусом? Я его обожаю!

- Нет!

- У-у-у!!!

Он сидел и ел попкорн, а мне дал только одно-единственное зернышко. Тогда я сказал:

- Эй? А чем это пахнет, не тем ли самым соусом?

- Угу.

Я тут же схватил несколько зерен.

- Они приправлены маслом. Ты меня обманул! Роберт засмеялся.

- Может быть, на твое зернышко просто совсем не попало ни капли арахисового соуса. Попробуй вот это, - предложил он.

- А ты меня не обманываешь? Это действительно арахисово-карамельно-соевый соус?

- Точно, попробуй!

- А если это не так, могу я изобразить на своем лице ярость?

Этим я хотел помочь Роберту разобраться в своих отношениях с другими детьми, которых он часто доводил до ярости. Я считал, что подвернулся повод ввести в игру эту идею. Но сначала мне хотелось узнать, не напугаю ли я этим ребенка.

- Нет! - сказал он, но это прозвучало не очень решительно. По-видимому, мальчик еще не был готов увидеть ярость на моем лице, спровоцированную его поступками.

- А что же мне делать, если все-таки окажется, что там нет арахисово-карамельно-соевого соуса?

- Можешь сделать грустное лицо.

Я стал есть попкорн и одновременно скорчил очень грустную мину, а он стал смеяться, потом все громче и громче. Так повторялось несколько раз. Получалось, что, с одной стороны, мы играли с попкорном, а с другой - я включил в игру такие темы, как разочарование, гнев и сила.

Обучение


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.