Слово дня
• Вид занятия: игра на память.
• Возраст: с 4 лет (или когда ребенок уже начинает читать).
• Материалы: картонная коробка или каталожный ящик (файл); картонные карточки; каталожные за-кладки с буквами алфавита (которые мы можем сделать сами); этикетки; скотч.
• Описание: предложите ребенку начать новую, единственную в своем роде коллекцию только для вас двоих - коллекцию слов. Она будет пополняться каждый день каким-нибудь новым словом, которое ребенок выучит наизусть.
Возьмите каталожный ящик или коробку и вставьте туда закладки с буквами алфавита. Они продаются в канцелярских и других магазинах, торгующих офисными товарами. Стоят они недорого. Чтобы внести индивидуальный штрих, можно самим изготовить эти закладки из жесткого картона; над закладкой приклеим маленький, выдающийся сверху язычок. На нем напишем соответствующую заглавную букву алфавита. Затем вставим закладки в ящик в алфавитном порядке.
Каждый день ребенок выбирает одно из выученных слов, записывает на картонной карточке и кладет ее в ящик за закладкой, соответствующей первой букве слова. Так, если ребенок выбирает слово «осень», он вставляет карточку за буквой О.
Рекомендуем написать на этой карточке другие слова, связанные с этим временем года. Например, наименования вкусных осенних фруктов: апельсин, яблоко, груша, мандарин, виноград, гранат, хурма, финик, фига, ежевика, черимойя, айва. Или орехов и сухофруктов, которые нас питают и снабжают энергией: миндаль, орехи садовые и лесные, каштаны, изюм, чернослив, сушеные персики или дыни. Есть и другие «осенние» продукты: батат, желудь, грибы, тыква. Для старших детей игра уже не столько в том, чтобы научиться читать, сколько в том, чтобы выучить новые редкие слова. Например, названия грибов.
Что дает эта игра
• Занятие обогащает познания об окружающей среде в обстановке того времени года, в котором мы находимся в настоящий момент. Коллекцию слов можно начать собирать осенью, когда начинается учебный год. Пополняйте ее постоянно (типичные зимние фрукты, весенние цветы, животные летом и т. п.). Важно, чтобы всегда это были знакомые слова, их легко было увязать с чем-то конкретным и запомнить.
• Расширяйте словарный запас детей: одно дело сказать «дерево», а другое «пробковый дуб», «лесной бук» или «плакучая ива». Выучить новые слова и открыть для себя многообразие растений - новый стимул для малышей. И наверняка он породит огромный энтузиазм.
• Вносите в каждую карточку дополнительную информацию о деревьях, включенных в коллекцию (даже рисунки листьев или фруктов). Обращайте внимание на интересные моменты: эти листья опадают осенью или они многолетние, то есть не опадают? Наверняка детям понравится запоминать эти характеристики. Если вы сами не знаете, к какой группе относится каждый сорт, вот маленькая шпаргалка:
- Деревья с опадающей листвой: акация, клен, белый клен, конский каштан, тутовое дерево, лесной бук, фиговое дерево, ореховое дерево, тополь, слива, черешня, дуб, груша, плакучая ива, вяз.
- Деревья с многолетними листьями: апельсиновое дерево, эвкалипт, фикус, оливковое дерево, сосна, лавр, магнолия, каменный и пробковый дуб.
• Игра помогает детям на начальных этапах обучения чтению и письму. Когда учебный год только начинается, необходим толчок, чтобы задать детям определенный ритм в учебе.
• Игра вводит ежедневный распорядок, что предполагает ответственность для ребенка.
• Служит подготовительным этапом для загородной прогулки или похода в лес, чтобы отыскать те растения, названия которых мы научились читать и писать.
←
13.06.2018