Аффективные формы поведения
Мы видели, что у Жени аффективные формы поведения исчезли довольно быстро.
В каком случае аффективные формы поведения могут закрепиться или во всяком случае их снятие потребует более длительного времени, чем это было у Жени? Имеет ли здесь значение длительность проявления этих форм? Или, может быть, сила аффективных переживаний? Или распространение этих переживаний на несколько областей деятельности ребенка? На эти вопросы ответ можно получить только в процессе дальнейшего исследования проблемы аффективного поведения.
Коля Г. Этот мальчик по аффективным проявлениям отличался от остальных изученных детей. У него отсутствовало большинство форм поведения, характерных для многих детей с аффективными переживаниями — ссоры, конфликты, драки с детьми, упрямство, негативизм, но наличие таких форм поведения, как плаксивость, обидчивость, скрытность, замкнутость и неустойчивость настроения, позволили думать, что все же и в данном случае у ребенка имеются своеобразные аффективные переживания. Мы предположили и, как видно будет из материала, не ошиблись в том, что аффективные переживания этого мальчика имеют несколько иной характер, чем у других изученных нами детей.
Изложим материалы изучения этого мальчика. У Коли сложились довольно плохие взаимоотношения с товарищами. При выборе товарищей (для поездки в лагерь, для уборки и прогулки) Коля получил три выбора, в то время как сам он сделал шесть выборов.
Три выбора в этом классе получали те дети, которые не пользовались среди товарищей авторитетом. Характерно также то, что три ребенка, выбравшие Колю, были такими же непопулярными в классе, как и он, а также то, что сам он выбрал, в противоположность этому, тех детей, которые были наиболее авторитетными и которых любили и уважали почти все дети в классе. Очень показательным является также то, что из полученных им трех выборов только один был взаимным.
Коля очень скрытен и молчалив, узнать его стремления, желания, побуждения очень трудно. Поэтому в беседе трудно было выявить его отношение к тому, что его не выбрали те товарищи, которых выбрал он. Но все же и из беседы с ним совершенно очевидно, что он предпочел бы общаться и играть с теми детьми, у которых он не пользуется ни авторитетом, ни любовью. Это же видно и из наблюдений: с Колей мало общаются именно те дети, которых он выбирал и которых он называл как предпочитаемых. Дети, к которым тянется Коля, не включали его в свои занятия и беседы. Как правило, он проводил время один (занимался лепкой, рисованием, чтением) или с кем-нибудь из тех детей, о которых в беседе высказывался пренебрежительно.
В отношении выполнения им общественных поручений и стремлений в этой области тоже не все обстоит благополучно. Коля хотел бы быть командиром и, несмотря на то, что его никуда не выбирают, считает себя способным выполнить любую работу, связанную с обязанностями командира. Причину того, что его не выбирают, он всегда видит в каких-нибудь объективных обстоятельствах: «Уже есть командир звездочки», «У нас не выбирают никого уже давно», «Из маленьких в совет интерната не выбирают» и т.д.
Он даже готов признать, что раньше вел себя плохо, и только поэтому его не выбрали, и считает, что и тогда мог бы хорошо справиться с работой: «Я не знал тогда, что будут выбирать старосту спальни, и вел себя плохо, а то бы не шалил».
Эксп. А смог бы ты быть старостой?
Коля. Смог бы, конечно, только я не знал и не слушался, вот меня и не выбрали.
Эксп. А теперь?
Коля. Теперь я себя хорошо веду, только давно никого не выбирают, а раньше я не знал.
Коля временно заменял заболевшего старосту и тогда оказался далеко не на высоте. Он не умел организовать детей, его не слушались, в спальне был беспорядок. Но Коля, тем не менее, утверждает, что «был хорошим старостой» и «все хорошо выполнял».
13.06.2018