Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Аффективные переживания и связанные с ними аффективные формы поведения

Возникшие у Тани аффективные переживания и связанные с ними аффективные формы поведения, присоединяясь к имеющимся у нее отрицательным привычкам поведения, привели к тяжелому положению девочки и в детском коллективе, и среди взрослых.

Мы писали выше, что неудовлетворение потребности в определенном типе отношений вызвало у девочки аффективные переживания. Однако согласно данным, имеющимся в нашей лаборатории и изложенным выше в числе исходных положений исследования, для возникновения аффекта неадекватности недостаточно одного только наличия неудовлетворенной потребности, даже в тех случаях, когда она является жизненно важной и значимой для ребенка. Такого рода аффективные переживания (по нашим данным) возникают тогда, когда эта неудовлетворенная потребность связана у ребенка с расхождением между его уровнем притязаний и его реальными возможностями, т.е. в конечном счете, с расхождением между потребностью сохранить привычную самооценку и уровнем притязаний.

Неудовлетворенная же потребность сама по себе, как мы предполагаем, приводит к появлению у ребенка таких эмоциональных переживаний, как тоска, грусть, печаль, но не создает тех аффективных переживаний, которые характеризуются своей неадекватностью и агрессивным отношением к людям.

Следовательно, в соответствии с нашим предположением, еще в I классе должно было существовать указанное выше несоответствие между ее притязаниями и реальными возможностями. А наличие связанных с этим аффективных переживаний должно было проявиться в завышенной самооценке и неадекватных реакциях, означающих, что ребенок, оценивая себя в какой-нибудь деятельности выше, чем он реально в состоянии ее выполнить, ни в коем случае не желает признать свою несостоятельность.

Следовательно, согласно нашему предположению, в школу-интернат Таня должна была прийти с высокой адекватной самооценкой и соответственно высоким уровнем притязаний. Однако в тех условиях, в которых она оказалась в школе-интернате уже в I классе, ее самооценка не могла не измениться. Правда, с одной стороны, объективно ее возможности еще во многих областях оставались хорошими, а, следовательно, она во многом добивалась успеха (она очень чисто и красиво писала и получала за письмо «пятерки», хорошо играла, бегала, прыгала, ей удавался спорт, бытовой труд, она умела организовать дело). Но, с другой стороны, в самых главных областях: учении и взаимоотношениях с детьми и взрослыми — она то и дело терпела неудачу и переживала неуспех.

Это соотношение успеха в одних областях и неуспеха в других, наиболее важных, должно было постепенно поколебать самооценку девочки и привести к возникновению в этот период аффективных переживаний. Материалы изучения показывают, что дело обстояло именно так.

Когда Таня обучалась в I классе, Н. Ф. Прокиной была выявлена ее самооценка в самых разных видах деятельности: в учебной, спортивной, конструктивной и т.д. Самооценка выявилась при помощи уже описанной методики последовательного выбора и решения разных по трудности задач. По этим данным, в конце обучения в I классе у Тани во всех видах деятельности самооценка была неадекватная — завышенная, но уже неустойчивая. При неуспехе во время эксперимента Таня часто вела себя неадекватно: бурно реагировала, прекращала работу, злилась, мотивировала отказ от дальнейшего участия в опыте тем, что «не хочется больше», «не нравится это», отказывалась прийти в следующий раз и т. д.

Помимо того, что эти данные свидетельствуют о наличии аффекта, они показывают, что в конце первого года обучения у девочки еще сохранился высокий уровень притязаний, она еще стремилась к привычному успеху и привычной для нее высокой оценке взрослых, хотя ее самооценка уже сильно поколебалась.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.