Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Аффективные переживания у ребенка

Далее полученный материал, несомненно, подтверждает положение о том, что аффективные переживания у ребенка вызываются неудовлетворением не любой, а только жизненно важной потребности. Известно, что каждый ребенок стремится занять определенное место в детском коллективе и что эти стремления связаны с его жизненной позицией, удовлетворение которой обеспечивает его эмоциональное благополучие. Поэтому таким важным для ребенка является стремление к этому положению в коллективе и так аффективно переживается невозможность его достигнуть. Действительно, притязания на определенное место в коллективе были не случайными у всех изученных детей, а определялись, как правило, либо той позицией, которую ребенок занимал до школы-интерната в семье или в дошкольном детском учреждении (Таня, Шурик), либо той позицией, которую он в настоящее время занимает в семье. Не удовлетворить эти стремления для каждого из наших детей значило, как мы видели, потерять что-то важное.

Следующий вопрос, который встает в связи с изложенным материалом, — это вопрос о том, какое конкретное содержание заключено в стремлениях наших испытуемых занять определенное положение в коллективе.

Напомним, что мы обнаружили почти у всех изучавшихся нами детей стремление быть выбранными и таким образом занять особое место среди сверстников. Однако более глубокий анализ обнаружил, что в тех случаях, когда удавалось улучшить взаимоотношения наших испытуемых с другими детьми, т. е. когда они получали возможность принимать участие во всех делах и играх коллектива, общаться именно с теми детьми, с которыми им хочется, чувствовать, что дети проявляют к ним дружбу, внимание, любовь и уважение, у них исчезало стремление к такому «руководящему положению».

Это свидетельствует о том, что для маленьких школьников, находящихся в аффективном состоянии, именно отсутствие хороших личных взаимоотношений с товарищами определяет их упорное стремление к официальному положению в коллективе. Об этом совершенно отчетливо говорит анализ высказываний детей на соответственную тему, а также выявление того смысла, который они видят в выполнении общественных обязанностей. А двое из наших испытуемых (Таня и Галя) вообще перестали интересоваться общественными обязанностями и стремиться к ним, как только им удалось установить с товарищами хорошие взаимоотношения.

В исследовании встает еще один вопрос — о связи, существующей между положением ребенка в коллективе и его успеваемостью.

Из нашего материала видно, что успеваемость младшего школьника влияет на его положение в коллективе в той мере, в какой он выполняет требования, которые ему предъявляет учитель, а вслед за ним и дети.

Мы видели, что в тех случаях, когда учитель по каким-нибудь причинам не предъявляет детям требования лучше учиться, как это было в отношении Жени, Тани и Гали, не предъявляет им этих требований и весь коллектив. Недостаточно хорошая и даже плохая успеваемость ребенка не влияет в этих случаях на его взаимоотношения с товарищами и не определяет, следовательно, его положения в коллективе.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.