Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Анализ материалов бесед с ребенком

Как показывают материалы, ее стремления, и потребности в этой области также не удовлетворяются. Она стремится к тому, чтобы занять другое, более значительное место в детском коллективе, чем то, которое она занимает, хотела бы иметь постоянно общественное поручение — звеньевой или старосты, в то время как в настоящее время не имеет никакого общественного поручения.

В соответственных материалах, которые мы изложим ниже, так же, как и в материалах, характеризующих взаимоотношения с товарищами, у Тани все время обнаруживаются противоречия, колебания, неумение увидеть подлинное положение вещей, часто она только постепенно осознает и свои объективные возможности, и собственную оценку этих возможностей. Все это дает основание предполагать, что и здесь имеют место аффективные переживания.

Рассмотрим подробнее полученные материалы.

В самом начале обучения в III классе Таня несколько недель была звеньевой, но не могла справиться с этой работой, потому что в результате неправильных взаимоотношений с детьми вступала с ними в постоянные конфликты. Вместо нее был назначен другой ученик.

В течение года несколько раз в классе детям давалась те или иные поручения — менялись звеньевые, староста спальни, староста класса менялся два раза. Но Тане ни разу не давали поручения.

А между тем у Тани есть много данных, которые дают основание считать ее возможности в этой области довольно высокими. Мы указывали уже выше, что у нее имеются хорошие организаторские умения, что она активна, сообразительна, умеет сделать все быстро и ловко и проявляет большое желание принимать во всем участие. Однако имеющиеся у нее отрицательные привычки поведения, а также ее упрямство, негативизм, обидчивость мешают ей наладить контакт с детьми. Таким образом, хотя Таня и обладает нужными умениями и соответственным желанием, ей действительно трудно завоевать в детском коллективе тот авторитет и уважение, которые необходимы для успешного выполнения этих общественных обязанностей.

Как относится сама Таня к своему положению в детском коллективе и как она оценивает свои возможности?

Таня совершенно определенно хочет иметь общественные поручения. Это видно и из бесед с ней, и при выборе ею предпочитаемых общественных поручений.

В ответ на предложение экспериментатора указать, кем бы она хотела быть, Таня выбирает две карточки, на которых обозначены общественные обязанности старосты класса и звеньевого.

В беседе, проведенной после этого выбора, она утверждает, что очень хочет быть звеньевой, или, если нельзя получить обязанность звеньевой, то старостой класса.

Как мы указывали выше, несмотря на неуспех, у Тани есть много оснований для того, чтобы высоко оценивать свои возможности в этой области. И действительно, из беседы видно, что Таня оценивает свои возможности в выполнении поручений такого рода высоко, однако эта оценка довольно неустойчива и в течение одной беседы меняется. Так, вначале она утверждает, что хорошо могла бы справиться с обязанностью командира звена, что она умеет выполнять такую работу и что она раньше хорошо с ней справлялась (что, как было указано выше, не соответствует действительности). Только в конце беседы девочка признает, а возможно впервые осознает, что дети ее не слушались и что она плохо справлялась с обязанностями звеньевой. Вместе с тем она так и не пришла к выводу (несмотря на то, что экспериментатор в беседе все время ее к этому подводил), что причина этого лежит в ней.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.