Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Анализ опроса ученика

Надо отметить, что в этой беседе было трудно выявить, как относится мальчик к своим взаимоотношениям с товарищами, потому что он, как правило, отмалчивался в ответ на вопросы, касающиеся его отношения к товарищам, его симпатий и антипатий, отношения товарищей к нему и т.п. На многие из этих вопросов (несмотря на все попытки экспериментатора добиться конкретного ответа) он отвечал «не знаю», или давал уклончивый ответ. Он упорно отказывался также отвечать на вопросы о том, что он думает по поводу того, кто его выбрал, и выбирали ли его те дети, которых он сам выбрал, и т.д. Его товарищи, как правило, или твердо знают хотя бы одного-двух человек, выбравших их, или делают на этот счет предположения.

Но избегая дать ответ на тот или иной вопрос, Шурик ничем не выявляет своего отношения к теме, затронутой в беседе: внешне он вообще ведет себя очень спокойно, при вопросах не проявляя, как правило, ни волнения, ни неудовольствия.

Поэтому эта беседа сама по себе дала довольно скудный материал. Тем не менее, кое-какие высказывания от Шурика все же удалось получить: он утверждает, что у него много друзей, что все к нему хорошо относятся, что его все любят, и он любит всех, что играет он со всеми ребятами и в интернате ему хорошо живется. Однако он не может называть одного какого-нибудь близкого товарища и перечисляет нескольких детей, которых он и выбирал для поездки в лагерь.

Итак, беседа с Шуриком, показала следующее. Во-первых, в ней было очень много умолчаний, отказов отвечать на многие вопросы, уклончивых ответов. Если сравнить беседу с Шуриком о его взаимоотношениях с детьми с беседами на другие темы, например, с беседой, выявляющей запас знаний, круг его представлений, его интересы, мы увидим, что в этих беседах он ведет себя иначе, охотно отвечает и дает многословные, подробные ответы на все вопросы.

Во-вторых, из описанного выше видно, что не все высказывания Шурика, сделанные им в беседе, соответствуют действительности. Он не совсем адекватно воспринимает свое положение в коллективе, и оно ему кажется лучшим, чем это есть на самом деле.

Итак, можно предположить, что Шурику, очевидно, далеко не безразлично, что у него нет друзей, что его никто не предпочитает, что, в общем, дети к нему равнодушны. Если бы его это не волновало и с этим не были бы связаны его переживания, он бы объективнее оценивал свое положение в коллективе, лучше осознавал бы сложившиеся взаимоотношения.

Отношение Шурика к выполнению общественных поручений и его стремления в этой области выявляются из данных беседы, эксперимента с олимпиадой и выбора им тех общественных поручений (обозначенных на карточках), которые бы ему хотелось выполнять.

Выясняется, что Шурик, в общем, хотел бы иметь общественное поручение. Он говорит об этом прямо в беседе, и это же видно при выборе им поручений на карточках. Но он не выражает желания иметь какую-то одну определенную обязанность. Он, очевидно, согласился бы на любое поручение. Так, например, сначала, не выбирая ничего определенного, он говорит, что хотел бы быть «всем», затем он останавливается на очень ответственной обязанности председателя совета интерната, впрочем, он соглашается и на выполнение значительно менее ответственного общественного поручения (старосты класса и даже звеньевого).

Из беседы видно, что Шурику хочется выполнять общественную работу, но, в общем, ему все равно кем быть. «Что бы дали, то бы и делал», — говорит Шурик. «А председателем совета интерната лучше?» — «Да все равно, могу и звеньевым работать».

На все вопросы о том, почему он хотел бы, чтобы его выбрали старостой или председателем совета интерната, что в этом привлекательного, что ему хочется делать, он отвечает: «Это хорошо», «Просто хочется», «Хочется быть старостой». Или: «Сам не знаю, почему хочется».

Мы уже указывали при описании Тани К., что многие дети дают на этот вопрос совершенно определенный ответ.

Это безразличие к тому, какие общественные дела выполнять, в какие взаимоотношения вступать с товарищами в процессе выполнения общественных поручений, очевидно, может быть объяснено тем, что мальчик вообще не очень стремится к этим поручениям, не переживает их отсутствия и чувствует себя без них вполне благополучно. О том, что это предположение, верно, говорят данные проведенной с ним беседы.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.