Анализ успеваемости ребенка
Галя учится средне. По арифметике, которая ей дается труднее, в текущих отметках встречаются «тройки», а иногда даже и «двойки». По русскому языку преобладают отметки хорошие. Учение дается Гале нелегко. К моменту изучения возможности девочки в учебной деятельности были очень невелики. У нее низкое умственное развитие, бедный круг представлений и очень маленький объем знаний. Отсутствуют также правильные приемы и способы учебной работы. У Гали бедная речь, запас слов маленький. Приготовление уроков требует от девочки большой затраты времени и труда, при ее физической слабости и болезненности иногда это для нее непосильно.
Все это накладывает отпечаток на ее отношение к учению. С одной стороны, она учиться не любит и хорошо это осознает. В беседе она прямо говорит о том, что учиться не любит, что ей не хочется ежедневно 4—5 часов проводить в классе. Она предпочла бы, чтобы было меньше уроков, чтобы меньше давали заданий на дом или даже чтобы их совсем не было. Совершенно ясно из беседы, что это отношение связано для Гали с чрезмерным утомлением и перегрузкой. Она мотивирует свои желания тем, что у нее будет возможность «поспать побольше», «отдохнуть», «ничего не делать». Она прямо говорит о том, что «учиться тяжело», «очень трудно», что она «устает».
Но вместе с тем у Гали очень сильно развиты социальные мотивы учения. Она считает учение важным делом, обязательно хочет учиться, не представляет себе жизни без школы. Девочка объясняет такое свое отношение к учению необходимостью знаний для работы. Она хочет учиться обязательно хорошо и делает все возможное для того, чтобы ее стремления реализовались. Она одна из самых внимательных, старательных и усидчивых учеников в классе, несмотря на то, что слабее и болезненнее почти всех детей.
Противоречивость ее отношения к учению очень наглядно выявилась при помощи следующего приема. Гале предложили карточки, на каждой из которых было написано название одной из деятельностей, которые встречаются в жизни младшего школьника (учение, труд, чтение, уборка, спорт, игра). Она должна была расположить карточки по порядку: первый раз соответственно своему отношению к обозначенной на каждой карточке деятельности (что любит делать), а во второй — соответственно степени важности каждой деятельности.
По своему отношению к деятельности она расположила карточки так:
1. Спорт. 2. Труд. 3. Игра. 4. Чтение. 5. Уборка. 6. Учение.
А по значению деятельности расположение было иным:
1. Учение. 2. Труд. 3. Чтение. 4. Уборка. 5. Спорт. 6. Игра.
Оказалось, что в обоих случаях учение заняло прямо противоположные места. Галя считает учение самым важным делом, но оно оказалось вместе с тем и самым нелюбимым делом.
Как же оценивает Галя свои возможности в учении и в каком отношении с этими возможностями находятся ее притязания и самооценка?
Из беседы видно, что Галя довольно высоко оценивает свои возможности и успехи в учении. Она считает, что может учиться только на «четверки» и «пятерки» и обязательно хочет этого добиться.
Эксп. А по арифметике?
Галя. И по арифметике могу хорошо учиться.
Эксп. А как же? Ведь у тебя сейчас «тройки» и даже «двойки» бывают.
Галя. Ну и что же. А я все-таки смогу и по арифметике хорошо успевать, у меня на той неделе ни разу «двойки» не было.
Эта оценка своих возможностей явно, хотя и не очень сильно, завышена. Действительно, «пятерки», на которые она претендует, у нее почти не встречаются, но «четверки», за исключением арифметики, у нее бывают часто. Кроме того, хотя она и видит, что ей
гораздо труднее справляться со своими учебными обязанностями, чем многим другим
детям, все же (благодаря необыкновенному трудолюбию и усердию) она достигает в учении приличных результатов.
13.06.2018