Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Беседы с экспериментатором

В беседе с экспериментатором, проведенной после этого выбора, он утверждает, что сможет справиться с любой из выбранных им обязанностей. Указание на имеющиеся у него неудачи не убеждают его в противном. Больше того, он утверждает, что может справиться с обязанностями старосты спальни и что дети обязательно будут его слушаться.

Таким образом, Женя проявляет высокую оценку своих возможностей и высокий уровень притязаний в области своего положения в детском коллективе. При этом он правильно оценивает свою работу в настоящее время.

Его подлинная самооценка в ситуации выбора участников олимпиады совпала с этими данными. Хотя Женя не назвал себя сразу в числе тех учеников, которые могли бы оказаться лучшими организаторами в олимпиаде, на вопрос экспериментатора, можно ли послать также его, ответил, что можно. Несмотря на выраженное экспериментатором сомнение в его возможностях, Женя и здесь уверял, что сможет справиться с обязанностями организатора и что дети будут его слушаться. Это согласие Жени не случайно. Выбирая (через 2 недели) те олимпиады, в которых он хотел бы участвовать в первую очередь, он снова проявляет желание участвовать в олимпиаде на лучшего организатора, поставив ее на второе место.

Итак, сопоставление всех полученных данных показывает нам, что у Жени отсутствует расхождение между оценкой своих возможностей и притязаниями в области своего положения в детском коллективе. Вместе с тем имеется несоответствие между фактическим положением дела и его возможностями, с одной стороны, и завышенной оценкой, которую мальчик дает своим возможностям, — с другой.

Следует также отметить, что все поведение Жени и в беседах и в экспериментах было спокойным. Ни разу нельзя было отметить появления раздражения, агрессии, злости, замкнутости. Ни в чем также не проявилось у Жени желание обвинить в чем-нибудь своих товарищей, увидеть в них причину своих неудач.

Нельзя было выявить и переживаний, связанных с его неуспехами при выполнении обязанностей старосты. Таким образом, и в этой области у мальчика не удалось обнаружить аффективных переживаний.

* * *

Изучение учебной деятельности Жени показало следующее. В III классе Женя получает в основном удовлетворительные отметки. Все четвертные отметки «тройки», но в дневнике и тетрадях нередко встречаются «четверки». Учительница на уроках часто хвалит мальчика и очень его поощряет.

Как же относится Женя к своей успеваемости, как он оценивает свои успехи, к чему он стремится в учении, на что претендует и каковы его возможности?

В экспериментальной беседе выявляется, что Женя придает высокий общественный смысл учению. Он обязательно хочет учиться в школе, хочет получать только хорошие отметки, утверждает, что учение нужно для того, чтобы «все знать», «чтобы потом хорошо работать, и уметь все делать», «чтобы у нас все было лучше и чтобы еще запускали ракеты». Когда в экспериментальной беседе Женя был поставлен в воображаемую ситуацию, он не согласился сократить количество уроков или их продолжительность, не захотел увеличить перемену и каникулы. Свое несогласие он объяснял необходимостью больше заниматься, чтобы успеть пройти программу: «Надо больше пройти», «Надо больше знать», «Ничего не будешь знать, если короткий урок будет», «Нельзя каникулы длинные, мы не успеем все выучить» и т.д.

Изучение показало далее, что у мальчика отсутствуют учебные интересы и что он не любит самый процесс учения. Учебная деятельность является для него скучной, неинтересной и, как мы увидим далее, очень тяжелой обязанностью.

Его отношение к учению и школе, прежде всего, выявилось в беседе, в которой из его ответов на прямые и косвенные вопросы выясняется, что учиться он не любит, что учиться «скучно», «неинтересно», что он любит школу за то, что «там с ребятами весело», «играть хорошо», «ребят много». Другие же дети дают совсем иные ответы: «В школе узнаешь новое» (Боря), «Здесь интересно, всегда что-нибудь узнаешь» (Толя), «Там учат, я люблю учиться» (Наташа). Женя предпочитает такие уроки, как пение, труд, физкультура, потому что «там интересно, поешь, или что-нибудь делаешь, а то сиди, читай, задачи решай — это скучно».

То же отношение к учению, как и нелюбимому, но самому важному делу проявилось и при раскладывании карточек с обозначением различных видов деятельности (учение, труд, игра, чтение и т.д.) сначала по степени его отношения к ним, а потом по степени важности той или иной деятельности. Выявилось, что Женя больше всего любит играть в свободное время, потом играть на перемене, а затем уже работать в мастерской. Мальчик не любит убирать, читать и больше всего не любит учиться. Во втором раскладывании по степени важности деятельности на первом месте оказалось учение, потом труд. Игру же (которую Женя любит больше всего) он считает самым неважным делом. Возможности Жени в учении очень невелики.

Воспитание


01.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.