Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Бихевиоризм

Ни одна философия не укреплена в воспитании детей (и в образовании) так, как бихевиоризм - идея о том, что все мотивационные факторы исходят исключительно из внешних источников и что мышление никак не отражается на поведении. Таким образом, по определению бихевиоризм опирается исключительно на внешние подходы. Если бы данные мотивационные подходы: система вознаграждений и наказаний, угрозы или наставления - реально работали, то вопросы дисциплины представляли бы наименьшую проблему в рамках воспитания (и обучения) детей. В том, что касается повышения уровня ответственности и самодисциплины, внешние подходы зачастую не просто неэффективны, но и приводят к обратным результатам. Кроме того, они оказывают лишь непродолжительное влияние на человека, чье поведение нуждается в определенной коррекции.

Швейцарский психолог Жан Пиаже считал, что взрослые подрывают процесс развития независимости ребенка, опираясь исключительно на систему вознаграждений и наказаний. По его мнению, наказание представляет собой технику контроля над поведением, которая зачастую приводит к слепому конформизму, обману и сопротивлению со стороны контролируемого. Дети, делающие свой выбор в пользу конформизма, неспособны принимать самостоятельные решения: им нужно лишь подчиняться. Некоторые дети начинают прибегать к обману, дабы избежать наказания. Когда родители говорят ребенку: «Не дай бог я опять увижу, что ты это делаешь», - он начинает направлять все усилия на то, чтобы его не поймали, а не на то, чтобы исправить свое поведение.

Курт Левин, один из первых исследователей в области социальной психологии, намеренно использовал слово «манипуляции», говоря о внешних подходах к воспитанию. Вознаграждения и наказания представляют собой именно это. Взрослый человек играет в игры власти и контроля, в процессе которых выигрывает только он, ведь как вознаграждения, так и наказания устанавливаются всегда в одностороннем порядке. Манипуляционные тактики в долгосрочной перспективе требуют повышения ставок. Взрослый должен всегда держать стимулирующий фактор наготове, поскольку дети учатся отталкиваться исключительно от данных видов мотивации. Такой подход начинает идти по замкнутому кругу и требовать все большего усиления, чтобы оставаться эффективным.

Воспитание


17.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.