Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Данным для анализа поведения ребенка

Взаимоотношения Гали с товарищами по объективным данным не являются очень плохими. При выборе детей для совместной уборки, прогулки и поездки в лагерь (напоминаем, что каждый ребенок должен был выбрать девять детей), Галя получила два выбора, а сама выбрала шесть человек. Из шести выбранных ею детей четыре ребенка являются наиболее популярными (они получили больше всего выборов), но ни один из этих четырех детей не выбрал ее, из двух остальных выборов один оказался взаимным.

Мы уже указывали при описании других случаев, что из тридцати детей, участвовавших в этом опыте, только очень немногие дети получили такое же маленькое количество выборов. Но все же в этом классе были дети, не получившие взаимных выборов и даже вообще ни одного выбора. Следовательно, хотя Галя и не пользуется особой популярностью в классе, есть дети, которые относятся к ней хорошо и предпочитают ее другим.

Однако наблюдения, проведенные во время игр, прогулок, свободного времени, говорят о том, что у Гали не сложились хорошие взаимоотношения с товарищами и что даже с теми двумя девочками, которые выбрали ее, она общается мало. Правда, Галя иногда принимает участие в общих играх, но чаще всего она стоит одна, неподалеку от играющих, наблюдая их игру. Дети очень неохотно приглашают ее играть и часто активно выражают недовольство ее попыткой включиться в их игру. Она вообще очень часто бывает одна. В классе, в свободные часы, к ней никто не подходит и она почти ни с кем не общается, сидит на своей парте и ничего не делает, иногда читает, вышивает, рисует. В то время как многие дети разговаривают, шалят, что-то вместе рассматривают, Галя почти всегда оказывается одна.

Все это происходит не потому, что Галя стремится уединиться, не хочет общения, робка или замкнута, а потому, что дети избегают ее, не хотят иметь с ней дела. Как только кто-нибудь к ней обращается, приглашает ее в игру или предлагает совместно выполнить какое-нибудь дело, она охотно включается в игру или работу.

Как же относится сама девочка к сложившимся взаимоотношениям с товарищами, как она их оценивает и как осознает? Об этом можно судить из беседы с Галей. Галя считает, что товарищи относятся к ней лучше, чем это есть в действительности. Так, она думает, что все ее выборы были взаимными, она считает, что дети вообще относятся к ней хорошо и любят ее. Вместе с тем, когда в беседе с экспериментатором она оказывается в более острой ситуации (экспериментатор предлагает ей мотивировать и обосновывать свои ответы, напоминает факты), она начинает лучше осознавать свои взаимоотношения с товарищами и тут же в беседе приходит к выводу о том, что многие дети ее не любят.

Таким образом, неадекватность оценки Галей своих взаимоотношений с детьми выразилась в следующем:

1) она считает, что ее выбрало большее количество детей, чем это было на самом деле, и ошибочно предполагает, что в числе выбравших ее были наиболее популярные в классе дети; 2) она дает завышенную оценку отношения к ней детей, ошибочно утверждая, что дети ее любят и хорошо к ней относятся;

3) при более острой ситуации (в беседе) возникает расхождение оценки, характерное для неадекватного поведения.

Итак, выявились: неадекватность в оценке Галей своих взаимоотношений с детьми, завышенная самооценка своих возможностей в этой области и наличие расхождения между теми взаимоотношениями с детьми, которые имеют место, и теми, к которым она стремится.

Все это дает основание предполагать наличие аффективных переживаний, связанных с ее взаимоотношениями с товарищами.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.