Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Дети с аффективным поведением

Настоящее исследование посвящено длительному, углубленному изучению детей, у которых возникли отрицательные аффективные переживания и соответствующие им формы поведения: повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональная неустойчивость.

В исследовании мы исходим из данных, полученных в результате наблюдений, и из положений, установленных в работах лаборатории психологии воспитания детей школьного возраста Института психологии АПН РСФСР (см. работы Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Е.И. Савонько, Л.С. Славиной). Под отрицательными аффективными переживаниями мы понимаем такие переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Особенно часто эти переживания возникают в том случае, когда не удовлетворяются притязания ребенка в областях, имеющих для него большое значение.

Для младших школьников, как правило, — это притязания хорошо учиться, занимать определенное место в коллективе и устанавливать определенные взаимоотношения с окружающими людьми. Неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания только тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способностями ребенка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Притязания ребенка, т.е. те достижения, которых он во что бы то ни стало хочет добиться, основываются на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке. Эта самооценка стала для него привычной, в результате чего у него возникла потребность сохранить как ее, так и основанный на ней уровень притязаний. Однако в тех случаях, когда это стремление фактически не может быть удовлетворено, возникает конфликт. Признать свою несостоятельность — значит, для ребенка пойти вразрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить.

Фактическая невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивает ребенка с неуспехом. Отсюда возникает неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает самый факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Ни в коем случае не желая допустить в сознание что-либо способное поколебать его самооценку, ребенок стремится объяснить неуспех не своей несостоятельностью, а чем-либо другим.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.