Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Дополнительные размышления об иерархии

Меня как-то спросили:

Я подумал, что было бы неплохо добавить к иерархии еще один уровень - Уровень Е, обозначающий высшее превосходство, достигнутое благодаря привычке всегда вести себя на Уровне О. Что вы думаете по этому поводу? Спасибо.

Я ответил, что слышал уже немало предложение добавить новые уровни. Однако все они отвлекают мание от силы воздействия букв А, В, С и О.

Иерархия позволяет сделать выбор между приемлемыми и двумя недопустимыми уровнями поведения. В этом отношении выбор очевиден. Начиная пользоваться иерархией, люди проявляют склонность обращаться к уровням, на котором человек «действует» или «ведет себя». Особо замечу: Уровни С и I) больше ориентированы на мотивацию, а не на поведение. Поступки на этих уровнях могут быть совершенно одинаковыми, но мотивация будет разной. Так одни дети выполняют дела по дому только ради того, чтобы доставить удовольствие родителям (Уровень С). Другие - потому что понимают, что семья - это единое целое, где все должны помогать друг другу и выполнять работу, потому что это правильно (Уровень Б).

Никто не находится на Уровне Б постоянно. Главное постоянно задумываться над уровнем, который мы сознательно выбираем. Это похоже на попытку сидеть прямо. Вы решаете, что будете сидеть прямо, но уже через несколько минут замечаете, как начинаете горбиться. Вы втягиваете в себя живот, чтобы контролировать осанку (осознанное действие), а через несколько минут замечаете, что снова расслабились. Как только действие становится привычным, вы теряете бдительность. Посему, хотя идея расширения иерархии до Уровня Е не кажется мне столь уж плохой, она тут же сведет на нет значимость постоянного осмысления собственных возможности повышения уровня своей ответ.

Кстати, с подобной «бдительностью» стоит относиться и к трем основным методам воспитания: позитивности, выбору и размышлению. Замечаете ли вы, когда ваше мышление и/или общение вдруг становится негативным? Рассматриваете ли вы альтернативу выбора позволяющую избежать излишнего давления? Задаете ли вы рефлексивные вопросы типа «Чему я могу научиться в данной ситуации?» Любой метод пойдет вам во благо, только когда вы подходите к нему осмысленно.

Итак, позитивность стала вашей привычкой, ваш ребенок может делать выбор, вы научились задавать ему рефлексивные вопросы и объяснили, что представляет собой иерархия, - вы можете с успехом справляться с поведением на уровнях.

А сейчас речь пойдет о методе, который попросту представляет собой оценку того, насколько точно ваш ребенок может определить выбранный им уровень поведения. Зачастую этого достаточно, чтобы, заставить ребенка задуматься и изменить неприемлемую форму поведения.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.