Эффективность психологии реагирования на внешние стимулы
Другая причина, по которой вознаграждения используются столь часто, в том, что люди свято верят в эффективность психологии реагирования на внешние стимулы в вопросах изменения поведения - мол, человека можно мотивировать и дрессировать как животных, руководствуясь принципом «кнута и пряника». Однако люди - в отличие от животных - обладают навыком когнитивного познания и возможностью выбора. «Вы не можете купить чье-то сердце, душу и разум», - пишет Стивен Кови в книге «Восьмой навык».
Увы, сколько еще людей верит в кнут и пряник! Учитель седьмого класса рассказал мне, что отец одного из его учеников настаивал на том, чтобы его мальчику ставили хорошую оценку, если он не нарушал порядок в классе. Вера в то, что внешнее стимулирование необходимо для изменения поведения ребенка, присуща большинству родителей и учителей. Районные школьные комитеты - и даже некоторые штаты! - утвердили программы, направленные на оказание помощи детям с ограниченными способностями, поскольку, как гласит теория, эти ребята нуждаются в осязаемом стимуле, например наклейке, когда они делают что-то хорошо.
- Проследите, когда они сделают что-нибудь правильно, и вознаградите их за это!
Этот призыв оставил «наказанными» неисчислимое количество учеников, которые тоже сделали «что-то правильно», но не получили за это никакой награды. При использования внешних стимулов в целях манипулирования поведением присущая устойчивой форме ответственного поведения мотивация в огромной мере сокращается.
Люди полагают, что внешний стимул, такой как вознаграждение, заставляет нас изменяться. Но это очень далеко от истины; люди меняются только в результате решения сделать это.
Никакое количество звонков в колокольчик не заставит собаку Павлова пить, если только она не испытывает жажду. К тому же Павлов был не так уж и глуп, используя для своих экспериментов именно собак, а не кошек, проявляющих, подобно людям, огромную долю независимости.
13.06.2018