Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Экспериментальное обучение

После этого мы начали экспериментальное обучение, которое мы строили по тому же принципу, что и обучение прежним действиям. Мы заставляли ребенка сначала совершать внешнее действие с предметами, соответствующее тому интеллектуальному действию, которому мы хотели его обучить, затем совершать его, хотя и полностью, в развернутом виде, но вслух в воображаемом плане и, наконец, совершать его в уме. Мы сознательно обучали наших испытуемых приему присчитывания только на примерах прибавления одного числа (двух). Мы думали, что если ребенок на примере одного числа усвоит сложение приемом присчитывания одного слагаемого к другому по единице, он должен уметь использовать этот прием и при сложении всех других чисел. Поэтому, после того, как наши испытуемые усваивали этот прием, прибавляя два, мы без всяких дополнительных объяснений предлагали им прибавить три, четыре и т.д. Перенос приема без каких-либо дополнительных объяснений на другие случаи должен был явиться проверкой усвоения ребенком этого приема.

Опишем, как протекало обучение Вовы Б. Мы не встретились с какими-либо существенными отличиями в процессе этого обучения остальных испытуемых.

Обучение началось с того, что экспериментатор предлагал ребенку прибавлять к данному количеству палочек (первое слагаемое) две палочки (второе слагаемое), придвигая их по одной и называя вслух результат, который получается от прибавления каждой палочки.

Инструкция давалась следующим образом: «Вот тут лежит пять палочек (палочки раскладываются перед ребенком, немного влево), а тут две палочки (кладут их перед ребенком, немного правее, на значительном расстоянии от первых). Прибавь эти две палочки к пяти, но по одной, и считай вслух. Смотри, тут у нас пять, прибавим одну (экспериментатор придвигает к пяти палочкам одну), будет шесть, и прибавим еще одну (придвигает вторую палочку), будет семь. Видишь, мы прибавили две палочки к пяти и получили семь».

Инструкция довольно сложная, но, все испытуемые после показа и нескольких совместных с экспериментатором выполнений усвоили ее вполне.

После определенного количества упражнений (от 5 до 20) все наши испытуемые овладели этим действием, они считали вслух, прибавляя по одной палочке и называя результат, получающийся от присчитывания каждой палочки.

Вот протокол этих занятий с Вовой Б.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.