Экспериментальные данные
В первой серии удалось добиться того, что испытуемые начинали решать в игре те самые задачи, которые они не могли решить без игры. Если в занятиях без игры испытуемые в трудных для них случаях давали ответы наугад, совершенно не думая и не считая, то в играх они все активно считали и давали большое количество правильных ответов. При выполнении детьми заданий в игре не только резко повысилось количество правильных ответов, но также коренным образом изменилось и все поведение детей. В занятиях без игры они выполняли задание очень неохотно, всем своим видом показывая, что они в нем не заинтересованы и настроены безразлично или даже отрицательно ко всей этой деятельности. Некоторые дети даже во время экспериментов заявляли о желании уйти домой, прервать занятия. Многие из них производили на этих занятиях впечатление очень «неспособных», апатичных, заторможенных, а иногда даже тупых детей. Возникала мысль, что, может быть, действительно здесь имеет место умственная отсталость.
Однако оказалось, что в игре поведение этих же детей резко изменилось. С первой же игры исследователь был вынужден изменить мнение об испытуемых. Перед ним были веселые, сообразительные дети, активные и настойчивые, заинтересованные во всей деятельности — ив решении задачи и в выигрыше. Игра в них возбуждала активность и желание «обязательно выиграть», а желание выиграть вызывало стремление правильно сосчитать. Испытуемые, увлеченные своей деятельностью в игре, не хотели прекращать ее, хотя фактически эта игра состояла в решении тех же задач, которые они только что с таким неудовольствием решали в неигровых занятиях.
Для испытуемых было характерно то, что при решении задач в игре они начинали пользоваться теми приемами, которыми абсолютно не пользовались в занятиях без игры.
Так, если одни дети в занятиях без игры совсем не пытались считать, давая ответ наугад, то в игре они начинали считать при помощи пальцев или кубиков. Если другие дети считали очень медленно и, ошибаясь, постоянно прибегали к помощи экспериментатора, то в игре они начинали считать гораздо быстрее и самостоятельнее. Все наши испытуемые дали аналогичные результаты.
Было подсчитано число правильных ответов, полученных от испытуемых в течение первых четырех занятий без игры и в игре. Всего в занятиях без игры испытуемые дали 29% правильных ответов, а в игре — 88%.
13.06.2018