Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Экспериментальные приемы

Объективно взаимоотношения Шурика с другими детьми нельзя назвать хорошими. Об этом говорят воспитатели и дети, это же выясняется при помощи некоторых экспериментальных приемов.

Воспитатели утверждают, что дети относятся к Шурику безразлично. Правда, из-за его физической силы более слабые дети его боятся и иногда даже уступают ему, опасаясь его кулаков, которые он легко пускает в ход.

То же говорят и дети в беседе о Шурике. Хотя особенно резко отрицательного отношения к Шурику дети не проявляют, но почти все они относятся к нему равнодушно, у него нет друзей и нет детей, которые бы к нему хорошо относились. На вопросы о том, какой Шурик мальчик, плохой или хороший, кто с ним дружит, любят ли его ребята, дети отвечали: «А он не плохой, не хороший, так себе, только дерется, когда разозлится», «Он ничего мальчик, когда не злится», «Он злится часто, дерется — он сильный, а так ничего себе, не плохой», «Никто с ним особенно не дружит, все с ним играют», «Шурика не то что любят, а так все с ним играют» и т.п.

Данные, полученные при выборе детьми товарищей для совместной деятельности, также говорят о том, что Шурик не пользуется ни популярностью, ни любовью товарищей. Дети выбирали товарищей для совместной жизни в лагере. Было предложено выбрать трех человек. Шурик (единственный в классе) заявил: «Я не могу трех, я могу только пять написать. И одного не могу, — ответил он на предложение воспитателя указать лучше одного товарища, — я только пять могу». И действительно указал пятерых товарищей. Из выбранных им пятерых детей четверо относятся к числу наиболее популярных в классе: два из них получили по семь выборов (в этом эксперименте это было наибольшее количество выборов), а два мальчика получили по пять выборов, и только пятый из выбранных Шуриком мальчиков получил всего два выбора. Шурика никто не выбрал. В таком положении, как он, в классе оказалось, по данным этого опыта, еще только три ребенка.

Можно сделать вывод, что Шурик тянется к наиболее популярным в классе детям, но они не отвечают ему взаимностью, что у него нет в классе близких товарищей.

Эти материалы не расходятся с данными, полученными от воспитателей и из бесед с детьми, и дают право сделать вывод о том, что у Шурика не сложились правильные взаимоотношения с товарищами.

Как же сам Шурик относится к своему положению, как он его оценивает, на что он претендует? Отчасти, ответ на эти вопросы можно получить из предыдущих материалов. Шурик не получил ни одного выбора, не нашлось ни одного ребенка, который бы относился к нему настолько хорошо, чтобы предпочел именно с ним общаться и играть. Тот факт, что Шурик отказался выбрать одного из трех товарищей, а мог назвать имена только пяти, также говорит о том, что он сам тоже никому не отдает особого предпочтения, но вместе с тем выбирает наиболее популярных детей в классе. Это может быть объяснено либо тем, что при отсутствии личных симпатий он при выборе товарищей идет вслед за общественным мнением и выбирает детей, пользующихся наибольшим авторитетом и популярностью, либо тем, что его выбор определяется его высокими притязаниями, которые побуждают его выбирать себе в товарищи только наиболее уважаемых, авторитетных и популярных детей.

Кроме этого материала, имеются также данные беседы, которая была проведена с мальчиком специально для того, чтобы выяснить отношение Шурика к его положению в коллективе и оценку им этого положения.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.