Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Экспериментальные занятия с детьми

Не имея счетного материала или желая скрыть от учителя прием, которым они пользовались, многие дети использовали при счете палочки, которые они сами чертили. Так, например, одному из наших испытуемых, Вите Г., на первом экспериментальном занятии мы не дали палочек и предложили считать в уме.

Экспериментатор: От семи отними три,

Витя: Это я не помню наизусть, я так не могу.

Экспериментатор: А как же ты можешь?

Витя: Я на бумаге могу.

Экспериментатор: Покажи, как ты можешь, от семи отними четыре.

Витя (шепчет): У нас есть семь палочек [очень быстро чертит на бумаге семь палочек (1111111), считая при этом: [«1, 2, 3, 4, 5, 6, 7»]. Четыре палочки отняли (вычеркивает по одной четыре палочки, считает.) Один, два, три, четыре. (А затем, пересчитывая по одной оставшиеся: «Один, два, три», говорит): У нас осталось три.

Совершенно очевидно, таким образом, что возможность некоторых детей назвать числа подряд от единицы до десяти (а это, между прочим, часто единственное знание, наличием которого интересуется учитель, приступая к систематическому обучению детей арифметике) еще не свидетельствует о том, что у них имеются умения, необходимые для обучения арифметике.

Точно так же становится понятным, почему наши испытуемые владели, по существу, только одним приемом счета как при сложении, так и при вычитании, и почему другими приемами они владеть не могли: у них отсутствовали необходимые для этого знания и навыки.

Прием, которым они пользовались во всех счетных операциях, действительно основывался на единственном, имеющемся у них, знании о числовом ряде — отсчитывании предметов, начиная счет всегда от единицы. При сложении они отсчитывали сначала первое слагаемое, затем отдельно второе и затем, соединяя их вместе, пересчитывали все от единицы. При вычитании они совершали то же, но в обратном порядке. Сначала отсчитывали число палочек, равное уменьшаемому. Затем от этого числа отсчитывали число палочек, равное вычитаемому, а затем пересчитывали, начиная с единицы, оставшиеся палочки. Среди них были дети, обучающиеся в I классе второй и даже третий год, но, сколько бы они ни считали при помощи этого приема, они не переходили к другим приемам и не овладевали счетом в уме. И понятно почему. Надеяться на то, что они сами овладеют счетом в уме, или пытаться обучить их приемам этого счета путем прибавления или отнимания единицы, можно было только до тех пор, пока мы не обнаружили имеющихся у них пробелов в знании числового ряда. Нам стало ясно, что без наличия некоторых знаний о соотношении чисел внутри числового ряда не могло, быть и речи об усвоении и овладении этими учениками надлежащими приемами счета в уме. В этом нас убеждал также тот факт, что ученики, хорошо успевающие по арифметике и овладевшие счетом в уме, хорошо владели числовым рядом в тех пределах, которые нас в данном случае интересовали. Мы специально проверили 14 учеников первых классов, обучающихся у тех же учителей, что и наши испытуемые. Все дети без запинки могли ответить на вопрос, какое число находится рядом с данным числом, называли второе и третье число после данного числа, знали, насколько оно больше или меньше рядом стоящего, могли назвать число больше данного на один, два, три и т. п.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.