Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Фактическая помощь учителя

Другая часть детей нуждалась в фактической помощи учителя, так как они имели пробелы в том или ином разделе программы или испытывали трудности в овладении материалом, например, не усвоили еще слогового чтения или не умели правильно писать ту или иную букву.

Были такие дети, которые настолько не любили и не хотели работать, что, предоставленные во время этих занятий самим себе, не принимались за работу. В этих случаях ребенка легче всего удавалось включить в работу следующим образом. Учитель сокращал объем работы, которую ребенку предстояло выполнить. Например, предлагал ему написать вместо 3—4 строчек только полстрочки или прочесть не весь материал, а только незначительную его часть. При этом учитель указывал на то, что работы очень мало и что сделать ее легко. Дети, не желавшие приняться за работу, когда надо было выполнить все задание, при этих условиях охотно начинали писать, считать или читать. После того как намеченная часть выполнялась и учитель оценивал работу, он либо предлагал ребенку следующую часть задания, либо ограничивался сделанным. Это зависело от отношения данного ребенка к работе. Многие дети сами предлагали продолжать работу. Однако в случае отказа ребенка учитель не настаивал. Через несколько дополнительных занятий эти дети выполняли работу наравне с остальными.

Однако были и такие дети, которые даже при этом приеме (сокращение объема работы) не желали в нее включаться. Для этих детей эффективным оказывалось выполнение задания совместно с учителем. Причем учитель в процессе этих занятий ободрял и поддерживал ребенка, создавая у него положительные эмоции, связанные с выполняемой работой. Иногда достаточно было 2—3 таких занятий для того, чтобы ребенок перешел к самостоятельной работе.

Таким образом, благодаря индивидуальному подходу, удавалось у каждого ребенка преодолеть именно те недостатки, которые препятствовали ему успешно учиться.

Приведем для иллюстрации материалы, касающиеся работы одной учительницы I класса. Работа была построена и протекала так, как было описано выше. После уроков оставались ежедневно все дети, которые нуждались в специальных занятиях. При этом соблюдались все условия, о которых было написано выше. Не для всех детей трудности выступили с самого начала. Некоторые дети хорошо справлялись с учебной нагрузкой, пока она была маленькой, а когда нагрузка увеличилась и обязанности стали сложнее, начали выполнять задания небрежнее и хуже.

Таким образом, состав детей, который оставался после уроков, менялся. Таких сменных групп детей прошло всего три. Больше всего детей, нуждающихся в такой работе, было в начале учебного года (12—13). Уже в феврале нужно было оставлять всего 3—4 детей. Из числа этих детей двух мальчиков, Юру Л. и Сашу С, приходилось оставлять систематически. Юра болел очень много, много пропускал в течение учебного года, иногда по 2—3 недели подряд. Поэтому, хотя он начал оставаться еще в декабре месяце, у него не выработалось привычки выполнять аккуратно и тщательно все учебные задания. Это можно объяснить тем, что из-за его частых и довольно длительных пропусков по болезни работу с ним не удавалось проводить систематически и планомерно. Саша же вообще только с февраля начал учиться небрежнее, поэтому занятая с ним велись до конца года. Кроме этих двух детей, с которыми и во втором классе необходимо было еще вести длительную и систематическую работу, к концу года бывали только отдельные случаи небрежного выполнения заданий то у того, то у другого из детей.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.