Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Формирование личности ученика

Конечно, в старшем возрасте в связи с тем, что усваиваемые школьником знания оказывают влияние на формирование его личности, на отношение к миру, на интересы, понимание окружающей действительности, различия между всеми учениками описываемой группы и хорошо успевающими учениками начинают проявляться в гораздо более разнообразных областях. Но и в старших классах какое-либо задание выполняется такими учениками значительно хуже в том случае, если оно входит в обязательные учебные занятия, по сравнению с такими же точно заданиями, но выполняемыми вне учебных занятий. Например, многие из таких учеников понимали и излагали содержание книги, прочитанной вне школы, значительно лучше, чем гораздо более простое содержание какого-нибудь художественного произведения, проходимого в классе.

Для проверки этих фактов был проведен небольшой опыт. Нескольким ученикам разных классов (HI, V, VII), как отлично успевающим, так и неуспевающим, предлагалось по очереди прослушать два аналогичных по трудности рассказа. Перед чтением одного из них учащимся говорили, что они должны прослушать рассказ и сказать, нравится ли он. Перед чтением другого рассказа предлагалось также прослушать, а затем написать изложение.

После прослушивания каждого рассказа перед учеником ставилась задача передать его содержание или ответить на заданные ему вопросы. Таким образом, от учеников было получено устное изложение рассказов с разной установкой, создаваемой перед прослушиванием. Один раз это было задание неучебного типа — прослушать рассказ и сообщить о нем свое впечатление, второй раз — задание учебного типа (написать изложение).

Обычно у отличников не было расхождения в том и другом случае. А неуспевающие ученики значительно хуже понимали и меньше запоминали в тех случаях, когда слушали чтение рассказа с намерением написать потом изложение, чем в случаях простого прослушивания.

Следовательно, в данном случае, так же как было описано выше, ученики выполняли учебную задачу неправильным путем, заучивая текст дословно, без понимания («зазубривая») и стремясь затем воспроизвести его как можно полнее, и гораздо лучше справлялись с такой же работой, являющейся для них неучебной.

Эти факты становятся еще более понятными на основе исследования украинского психолога П.И. Зинченко, который показал, что для некоторых школьников, не усвоивших правильных приемов заучивания, даже и в старших классах (IX—X) намерение запомнить препятствует хорошему пониманию, а следовательно, и лучшему усвоению материала.

У многих из этих школьников в начале обучения учителя отмечают отличную дисциплину, старательность и стремление выполнять все учебные задания, поручения, школьные обязанности.

Однако старательность и добросовестность проявляются у них там, где не требуется собственно активной умственной работы. Например, ученики I класса тщательно списывают числовой пример с доски или с тетради товарища, складывают слова из разрезной азбуки, опять-таки копируя слово, уже сложенное товарищами, Спрашивают у соседей по парте или у учительницы, что надо делать, охотно и быстро исправляют указанные им или самостоятельно замеченные ошибки. Многие из них по собственной инициативе вторично переписывают неверно или грязно выполненное задание.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.