Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Интеллектуальные возможности

Интеллектуальные возможности Тани не очень велики. У нее слабое умственное развитие, бедная речь, небольшой круг представлений, она мало читает и не любит читать.

У нее отсутствуют и правильные навыки и приемы учебной работы, имеется привычка заучивать материал без понимания, выполнять упражнения, не выучив правила, на которые они даны, и даже не зная, на какое они правило, она старается вспомнить, как решается данная задача, вместо того чтобы подумать над ее решением, и т.п.

Таким образом, к тому моменту, когда мы ее изучали, ни по своему интеллектуальному развитию, ни по своим трудовым умениям, ни по состоянию навыков и приемов учебной работы Таня не могла учиться хорошо.

(Конечно, эту девочку, так же как и других детей, вполне возможно путем специальных мероприятий научить правильно работать, добиться более высокого интеллектуального развития и этим обеспечить ее хорошую успеваемость).

Итак, очевидно, что в связи с учением у Тани имеется повод для возникновения аффективных переживаний: с одной стороны, она любит учение, хочет учиться, стремится к хорошим отметкам; с другой стороны, ее возможности и способности препятствуют этому. Несмотря на это, описанные выше аффективные переживания девочки, очевидно, не связаны с учением.

Прежде всего, надо отметить, что расхождение между возможностями и притязаниями Тани не выступает отчетливо ни для нее, ни для других. Это объясняется тем, что девочка очень старательна, усидчива и ответственно относится к своим учебным обязанностям, в результате этого она учится без «двоек», а по тем или иным заданиям (стихотворение, письмо, легкие грамматические упражнения и т.п.) имеет даже хорошие и иногда отличные оценки. Таким образом, ее притязание время от времени поддерживаются успехом, и, следовательно, как она сама, так и окружающие ее люди легко могут не заметить имеющегося здесь несоответствия. К этому надо прибавить, что учителя и воспитатели очень положительно относятся к старательности и добросовестности Тани, поэтому она не получает упреков, нотаций, выговоров, которые обычно в изобилии имеют плохо успевающие дети. Ее недостаточные возможности в учении объективно не играют той роли, которую они могли бы играть при других условиях.

Можно сказать также, что расхождение притязаний и возможностей Тани в учении не является устойчивым. Как правило, Таня проявляет в учении относительно высокие притязания, но при первых же трудностях и сомнениях снижает и свою самооценку, и уровень требований к себе.

Надо отметить, что многие дети этого возраста, у которых нет аффективных переживаний, не умеют анализировать свои возможности и не могут понять, за счет чего следует отнести неуспех в учении. Особенно часто это случается с такими детьми, которые, как и Таня, проявляют старательность и добросовестность и у которых недостатки в основном связаны с навыками умственного труда.

Воспитание


01.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.