Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Изучение интеллектуально-пассивных детей

Изучение интеллектуально-пассивных детей установило, что у них отсутствуют те интеллектуальные умения, знания и навыки, которые предполагаются существующими у всех детей к моменту поступления в школу и на основе которых учитель начинает строить обучение. Например, у большинства детей I класса, проявивших в учебной работе ярко выраженные черты «интеллектуальной пассивности», было обнаружено отсутствие таких умений в оперировании числами, без которых невозможно усвоить действия сложения и вычитания в уме; несмотря на возможность назвать по порядку все числа от единицы до десяти, эти дети не знали, какое число в числовом ряду находится перед данным числом или после него, не понимали, что из двух стоящих рядом чисел одно больше или меньше другого на единицу, не умели отсчитать от данного числа несколько единиц, не владели обратным счетом от десяти до единицы.

Совершенно очевидно, что возможность детей назвать числа подряд от единицы до десяти (а это, между прочим, часто единственное знание, наличием которого интересуется учитель перед началом систематического обучения арифметике) еще не свидетельствует о том, что у них имеются умения, необходимые для дальнейшего обучения арифметике. Понятно также, что при таких знаниях, с которыми эти дети приходят в школу, они в состоянии овладеть только одним приемом действия как при сложении, так и при вычитании и принципиально не в состоянии овладеть другими приемами. Прием, которым они пользовались, действительно основывался на единственном имеющемся у них умении отсчитывания предметов, начиная счет всегда от единицы. При сложении они отсчитывали сначала одно слагаемое, затем отдельно второе и затем, соединяя их вместе, пересчитывали все от единицы. При вычитании они совершали то же, но в обратном порядке. Сначала отсчитывали число палочек, равное уменьшаемому. Затем от этого числа отсчитывали число палочек, равное вычитаемому, а затем пересчитывали начиная с единицы оставшиеся палочки. Ясно, что без наличия некоторых представлений и знаний о соотношении чисел внутри числового ряда не могло быть и речи об усвоении и овладении надлежащими приемами счета в уме.

Посмотрим теперь, что происходит с этими детьми в процессе обучения.

Несмотря на отсутствие необходимой подготовки, трудности для большинства из этих детей начинают выступать не с самого начала обучения, а значительно позже. Это объясняется теми условиями, в которых вначале протекает учебная деятельность школьника, и теми требованиями, которые встают перед ними в обучении.

С первых же дней дети сталкиваются в своей работе с учебными заданиями, требующими различного участия интеллектуальной деятельности. Целый ряд заданий не требует для своего выполнения ни активной умственной деятельности, ни активного умственного напряжения. Сюда относятся, например, все правила поведения ребенка на уроке при предъявлении ему учебного задания, правила пользования учебными пособиями (например, как и когда пользоваться той или иной книгой, что писать в тетради, как держать ручку, как приготовить и куда убрать после использования счетные палочки, разрезную азбуку), а также и многие другие моменты учебной жизни ребенка. Следует также отметить, что не только в этих подготовительных действиях, но и почти во всех учебных заданиях, для выполнения которых уже необходимо включение собственно мыслительной работы, всегда имеются такие этапы, которые для своего выполнения почти не требуют размышления, соображения, активной интеллектуальной работы.

Воспитание


16.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.