Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Изучение поведения детей в коллективе

Изучение взаимоотношений Тани с детьми показало, что в IV классе объективное положение Тани в детском коллективе улучшилось, хотя и раньше, как мы указывали выше, оно было не плохим. При выборе детей для поездки в лагерь Таня снова получила среднее число выборов по сравнению с другими детьми в классе. Сама же она вместо трех детей, которых должна была назвать, выбрала четырех, т.е. указала не меньшее (по сравнению с возможным), как в III классе, а большее число детей, с которыми она хотела бы общаться.

Два из этих четырех выборов взаимны, т.е. две из выбранных ею девочек выбрали в свою очередь ее. Следует отметить, что теперь (в противоположность, прошлому году) она выбирает не наиболее популярных в классе детей, а тех, с кем она дружит, больше общается, чаще проводит время. Сама она об этом так говорит: «У меня много друзей. Самая, самая близкая подруга Валя, а потом Ира и Люба, я их выбрала вместе ехать в лагерь».

Эксп. А почему ты с этими девочками дружишь?

Таня. А с кем еще?

Эксп. Ну мало ли девочек!

Таня. У Наташи есть подруга, у Тани есть, у Зины есть.

Эксп. А у этих девочек нет?

Таня. У этих нет. У Вали никого нет, я и дружу с ней поэтому.

Эксп. А ты бы, может быть, больше хотела дружить с Наташей или еще с кем-нибудь?

Таня. Нет только с этими девочками, и больше ни с кем.

О чем это говорит? Изменилось ли ее положение в коллективе и ее отношение к своему положению, или она просто примирилась с тем положением, которое создалось и которое она не в силах изменить?

Имеющийся в нашем распоряжении материал позволяет утверждать, что у Тани возникли с детьми новые взаимоотношения, которые ее удовлетворяют. Если бы Таня при сохранившихся повышенных притязаниях просто поняла, что не в состоянии удовлетворить свои стремления в области взаимоотношений и поэтому начала общаться только с теми детьми, которые в свою очередь охотно общаются с ней, это не могло бы снять аффективных переживаний и связанных с ними определенных форм поведения.

Однако, как мы только что указывали, из наблюдений видно, что количество конфликтов Тани с детьми, а также и проявление других форм аффективного поведения резко сократилось. Как показывают наблюдения, теперь с ней многие дети охотно общаются, она всегда участвует во всех играх и делах, почти никогда не бывает одна, исчезли случаи обид, выключения ее из общей жизни детского коллектива и т.д.

И высказывания детей о Тане стали гораздо лучше. Наряду с указаниями на то, что с ней весело, интересно и т.д., дети начинают ценить в ней некоторые новые стороны: «Таня хорошая подруга», «Хорошая, добрая девочка», «Не оставит в беде», — об этом говорят многие дети.

Таня хорошо осознает происшедшие изменения. Это ясно видно из беседы с девочкой.

Эксп. Как ты живешь?

Таня. Теперь хорошо.

Эксп. Как к тебе относятся ребята?

Таня. Хорошо.

Эксп. А любят тебя?

Таня. Все любят, ребята, конечно. А взрослые... это не важно, это не самое важное. Лишь бы с ребятами хорошо.

Эксп. Много у тебя товарищей?

Таня. Много.

Эксп. А может быть, те девочки, с которыми ты хочешь дружить, не хотят с тобой дружить? Таня. Нету, таких теперь нету.

Эксп. А раньше было не так?

Таня. Раньше было не так. Я всем грубила, а теперь нет, теперь меня все девочки любят. Эксп. А раньше?

Таня. Ну, раньше ссорились, ругались. Я сама виновата была. Грубо разговаривала, огрызалась, не давала своих вещей.

Эксп. Тебе нравится жить в интернате?

Таня. Теперь все хорошо, с девочками весело, вместе играем, не ссоримся.

Беседа, в противоположность аналогичной беседе в III классе, течет теперь спокойно, без умолчаний, противоречий. Таня охотно рассказывает о своих взаимоотношениях с детьми.

Очевидно, девочка теперь вполне удовлетворена тем, как сложились ее взаимоотношения, и тем местом, которое она заняла в коллективе.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.