Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Изучение самооценки и уровня притязаний ребенка

Для изучения самооценки и уровня притязаний ребенка (во всех изучаемых нами областях) использовались следующие приемы и экспериментальные методики.

Прежде всего, была применена методика, описанная Ф. Гоппс, а затем в измененном виде применявшаяся в работах сотрудников лаборатории психологии воспитания детей школьного возраста.

Эта методика заключалась в том, что ребенок был поставлен в ситуацию выбора, а затем и реального решения задач, расположенных во все возрастающей трудности. После первого выбора и решения первой выбранной задачи он совершал второй выбор, затем третий и т.п. Характер кривой выбора различных по трудности задач, соотношение результатов решения задачи с последующим выбором и все поведение ребенка позволяют судить о самооценке ребенка и о его притязаниях в данной области. Для того чтобы иметь возможность сравнивать самооценку ребенка в деятельности знакомой и незнакомой, имеющей для него большее и меньшее значение, мы давали детям арифметические задачи, задачи по постройке фигур из кубиков по имеющимся образцам и спортивные упражнения.

Не во всех изучаемых областях жизни и деятельности ребенка мы могли использовать методику выбора задач. Поэтому в ряде случаев использовались и другие приемы. Так, например, для того чтобы установить самооценку ребенка в области общественной работы и выявить его стремления, ему предлагалось выбрать предпочитаемые им общественные обязанности. Для этого использовались карточки, на которых были написаны названия общественных обязанностей, начиная с рядового пионера и кончая председателем совета интерната (на каждой карточке по одному названию). Сначала ребенку предлагалось разложить карточки по значимости каждой общественной обязанности, для того чтобы убедиться, что он понимает существующую здесь иерархическую зависимость, т.е. что, например, председатель совета отряда — это более сложная и значительная общественная обязанность, чем звеньевой, а председатель или член совета дружины — более сложная общественная обязанность, чем председатель отряда.

После этого ребенку предлагали выбрать карточки с названиями тех общественных обязанностей, которые он хотел бы выполнять, и сказать, почему он хотел бы иметь именно эту общественную нагрузку.

Сразу же после эксперимента с ребенком проводилась подробная экспериментальная беседа. Эту беседу (а, следовательно, и эксперимент) можно было вести только после того, как было выяснено, какие общественные обязанности ребенок имел и имеет в настоящее время, выполнял ли он их успешно или неуспешно, в чем причина его неуспеха.

Цель этой беседы заключалась в том, чтобы выяснить (а затем и сравнить с выбором на карточках), кем бы ребенок хотел быть и почему он к этому стремится; выяснить, как он относится к тому общественному положению, которое сам занимает теперь, как оценивает свои возможности, считает ли справедливым тот факт, что он не занимает того положения, к которому стремится, в чем он видит причину этого, кого винит в своих неудачах и т.д.

И, наконец, остановимся на описании еще одного экспериментального приема, также направленного на выявление самооценки ребенка.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.