Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Изучение самооценки мальчика

Изучение самооценки мальчика при помощи экспериментальных приемов тоже обнаружило наличие повышенного уровня притязаний и некоторое расхождение этого уровня притязаний с подлинной самооценкой мальчика.

При выборе арифметических задач для решения Шурик сразу выбрал самую трудную задачу (№ 9). Не решив ее, он спустился до средней группы, но взял в этой средней группе самую трудную задачу (№ 6). Не решив, он вообще отказался от участия в эксперименте, заявив, что не желает выбирать задачи из легкой группы: «Эти слишком легкие, чего их пробовать».

Только после настойчивого предложения экспериментатора и указания на то, что он может выбрать задачу из параллельной серии, Шурик снова выбрал из нее такую же по трудности задачу. Точно также он вел себя и при решении задач на сообразительность.

Однако при выборе детей на соответствующие олимпиады он не назвал себя и категорически отказался пойти, не указывая причины: «Не пойду, и все». Только потом в беседе он признался, что не уверен, справится ли с заданиями. В этой более ответственной ситуации (по сравнению с ситуацией выбора задач) Шурик проявил адекватную самооценку.

Итак, изучение учебной деятельности Шурика показало следующее:

1) У Шурика имеется повышенный уровень притязаний по сравнению с его возможностями. Это видно и из беседы и при выборе задач для решения.

2) Он способен к адекватной самооценке, но она выявляется только в более острой ситуации отбора детей для участия в олимпиаде. Следовательно, есть основания думать, что мальчика не устраивает эта более низкая самооценка и что он стремится не допускать ее в сознание.

3) Во многих случаях проявляется неадекватная оценка своих возможностей и неадекватное объяснение причин своих неуспехов в учении (в беседе).

4) Шурик избегает отвечать на вопросы, связанные с его успехами и возможностями в учении; это свидетельствует о том, что с этими вопросами у него связаны отрицательные аффективные переживания.

Таким образом, в учебной деятельности, так же как и в области взаимоотношений с товарищами, у Шурика обнаруживается, правда, не очень ярко выраженное расхождение между плохой успеваемостью, обусловленной соответствующими возможностями, повышенными притязаниями, и скрытой неуверенностью в себе. А это расхождение, согласно нашей гипотезе, является источником аффективных переживаний.

Чем же вызвано это несоответствие, когда оно возникло и что поддерживает его в настоящее время?

Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, посмотрим последовательно, как протекала жизнь мальчика до школы, каким он был в I и II классах, как сложились его взаимоотношения в семье.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.