Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Изучение школьников с аффективными переживаниями

При изучении каждого ребенка мы обращали внимание на те стороны и особенности личности школьника, которые представляли для нас интерес в связи с общей задачей исследования. Все дети изучались при помощи одних и тех же методических приемов (это не исключало возможности применения различных приемов в частных конкретных случаях).

Во-первых, для каждого ребенка прослеживался момент возникновения и весь путь изменения аффективных состояний.

Во-вторых, при изучении детей, согласно исходному положению о связи аффективных переживаний с положением ребенка в коллективе, изучались вопросы, связанные с этим положением.

Положение ребенка в коллективе определяется, с одной стороны, его личными взаимоотношениями, т.е. тем, как сложились его отношения с товарищами, на чем они строятся, каков характер общения ребенка с другими детьми; с другой — теми деловыми отношениями, которые складываются между детьми в процессе выполнения совместной деятельности. Здесь имеет значение умение ребенка подчиниться командиру и самому выполнять обязанности командира, наличие или отсутствие организаторских способностей, качество выполняемой ребенком работы и т.п.

В связи с этим изучение каждого ребенка шло как по линии взаимоотношений его с товарищами, так и по линии деловых отношений. В каждом случае изучалось, как оценивает себя ребенок сам и на что он претендует в области своих взаимоотношений с товарищами и своего положения в коллективе. Эти данные сопоставлялись с его объективными возможностями и занимаемым им объективным положением. Устанавливалось, имеется ли здесь расхождение. При наличии расхождения выяснялось, чем определяются, на чем основываются и чем поддерживаются притязания ребенка, не соответствующие его возможностям.

В-третьих, изучалось также, к чему стремится ребенок в учебной деятельности, какова его самооценка и его притязания в учении в сопоставлении с его возможностями и реальными успехами в учении.

Учебная деятельность ребенка является для младших школьников ведущей деятельностью, поэтому успехи или неуспехи ребенка в учении, неудовлетворение его стремлений в этой области, наличие расхождений между реальными достижениями ребенка и тем уровнем притязаний, который у него имеется, самым решительным образом сказываются на отношении товарищей к ребенку и на том положении, которое он занимает в детском коллективе.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.