Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Изучение учебной деятельности

Изучение учебной деятельности Коли показало следующее.

Коля учится средне. Все годовые отметки — «четверки», но в текущих оценках встречаются и «тройки». Он мог бы по своим возможностям учиться лучше. В педагогической характеристике воспитатели отмечают, что Коля умный, способный и развитой мальчик. Умственный кругозор у Коли довольно широкий, он владеет разнообразными знаниями, вполне достаточными для его возраста. Речь у мальчика хорошо развита: он умеет выразить свою мысль. Коля начитан, читает и научно-популярную литературу, и газету «Пионерская правда».

Учится Коля хуже, чем мог бы, потому что не любит учиться. Об этом он сам откровенно заявляет в экспериментальной беседе. Учится он только потому, что учиться — необходимо. Он вполне удовлетворен своими успехами и не стремится учиться лучше. «Я не люблю учиться, — говорит Коля, — неинтересно. Сидишь на уроке — все одно и то же, надоело».

Эксп. А уроки готовить любишь?

Коля. Тоже не люблю, скучно, почитать лучше.

Эксп. А ты каждый день готовишь уроки?

Коля. Это да, каждый день, а то отстанешь еще, не перейдешь в IV класс. Учиться надо обязательно.

Эксп. Почему?

Коля. А то работать не смогу.

Эксп. Ты мог бы учиться лучше?

Коля. Мог бы, конечно, неохота долго сидеть за уроками. Я побыстрее стараюсь.

Эксп. Зачем? Что ты после уроков делаешь?

Коля. Я рисовать люблю, лепить, читать, еще в духовом оркестре участвую.

И по наблюдениям видно то же отношение. Коля не проявляет в учебной работе ни старания, ни усидчивости, бросает работу при первой же трудности. Впрочем, это бывает редко, так как учение дается ему легко. Он не проявляет ни заинтересованности в учении, ни заботы о своих школьных обязанностях. Мальчик равнодушен к получаемым отметкам, не огорчается, получив «тройку», не проявляет радости, получив отличную оценку.

Таким образом, при хороших возможностях в результате неответственного отношения к учению Коля учится хуже, чем он мог бы.

Самооценка Коли в учебной деятельности высокая и адекватная. Это видно и из беседы, и при выборе им арифметических задач, и из эксперимента на участие в олимпиадах.

В беседе Коля, верно, оценивает свои успехи и возможности, не преувеличивая, но и не преуменьшая их. Правильно указывает и на причину своей недостаточно хорошей успеваемости. «Неохота мне учиться. Я лучше почитать люблю», — говорит Коля.

Это высказывание вполне соответствует действительности. Такое же адекватное поведение проявляется у Коли и при выборе арифметических задач.

Он начинает в соответствии с его умением решать задачи с серии трудных (№ 8). Но решает он ее с большим трудом и поэтому в следующий раз выбирает более легкую задачу (№ 7), решив ее, берет задачу № 9, а затем еще раз № 9 из параллельной серии.

Так же высоко и вполне адекватно оценивает себя Коля и при выборе других задач (постройки из кубиков и решение головоломок). На все олимпиады, связанные с проявлением знаний в учебных предметах (по решению арифметических задач, по чтению, по грамматике), Коля отказывается пойти не только участником, но даже и зрителем, мотивируя тем, что ему неинтересно. Мы знаем, Коля не любит и не хочет учиться, поэтому можно предположить, что его отказ от участия в этих олимпиадах связан с его общим отношением к школьным знаниям, а не к олимпиадам вообще. Есть олимпиады, на которые он охотно соглашается пойти. Это олимпиада по постройке из кубиков и спортивные соревнования.

Итак, Коля проявляет в учении довольно высокую, адекватную самооценку и высокий уровень притязаний при средней успеваемости. Есть все основания считать, что в данном случае в связи с учением аффективные переживания отсутствуют.

* * *

Посмотрим теперь, как пошло развитие интересующих нас сторон личности Коли в IV классе. Материалов по IV классу оказалось очень мало, потому что в это время с Колей очень трудно было наладить контакт, он избегал общения не только с детьми, но и со взрослыми.

Многие из тех особенностей, которые заставили нас предположить у Коли наличие аффективных переживаний, — обидчивость, плаксивость, угрюмость, скрытность, замкнутость, — в IV классе получили еще более резкое выражение. Коля начал избегать товарищей, часто уединялся, настроение его стало очень неустойчивым: относительно спокойное, деловое и ровное часто сменялось угрюмым, угнетенным, плаксивым.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.